Освящение креста на могиле игуменьи Серафимы
Мы уже сообщали, что на могиле игуменьи Каширского монастыря Серафимы, похороненной на Озёрском кладбище установлен…
В июне 2018 года на нашем сайте Михаил Казин опубликовал свой замечательный рассказ о «железном» лыжнике из Свиридоново. В декабре 2018 года опубликован рассказ «В продолжение о «железном» лыжнике из Свиридоново». А несколько дней назад мне передали два листочка из школьной тетради, исписанные аккуратным, похожим на ученический, почерком и просили опубликовать. Письмо озаглавлено «Слово об Учителе» и подписано «Скворцова Людмила и ученики 1954-1958 годов». Выполняя просьбу авторов письма, публикую его с некоторыми поправками.
Слово об Учителе
Спасибо за добрые слова о нашем Николае Арсентьевиче. Он был не только настоящий солдат, но и наш первый учитель. Школа была малокомплектной, т.е. в одной комнате одновременно занимались 1 – 4 классы. Мы были не ангелы, но на уроках была тишина и порядок. Учитель никогда не повышал на нас голос, мы его уважали. Стоило ему сказать с укоризной: «Эх, Коля.» или «Эх, Зина.» — и тут же буквы становились ровнее, а у примеров появлялись правильные ответы. Учитель учил нас не только грамоте. Возле школы был пустырь. Учитель предложил посадить сад и посоветовал, чтобы мы сажали деревца парами, кто с кем дружит. Мол, деревца вырастут, вырастите и вы. Будете смотреть на них и вспоминать своих друзей. А он видно тоже не забывал своих фронтовых друзей. Потому, что на уроках пения мы вместе с ним пели «Эх, дороги, пыль да туман…». Может он и не пел как настоящий певец, но нам нравилось. Только став взрослой, я поняла, чем была дорога ему эта песня. Когда сажали сад, выкопали полуистлевшую кольчугу. Учитель тут же предложил нам пофантазировать, каким же был древний ратник. Имея семью, хозяйство (как же в деревне без него), учитель нашел время и отвез кольчугу в Коломенский музей. А через год нас пригласили туда на экскурсию. То-то было радости! А какая была гордость, когда мы увидели за витриной нашу кольчугу и табличку «Подарок учащихся Свиридоновской начальной школы». Рядом с нами был Ростиславль. В начале мая мы ежегодно ходили туда с учителем. Он рассказывал о древнем городище, рассказывал о травах, какие сам знал. Я до сих пор помню его рассказ о ядовитой белене. А какую уху он учил нас варить! Пусть она была и не очень наваристая, но у костра под рассказ учителя она была необыкновенно вкусной. А как мы играли в волейбол, по-настоящему, через сетку. Учитель сначала из-за ноги не играл, судил. Но если кто-то начинал проигрывать, то он тут же спешил вступить в игру на их стороне, невзирая на свое увечье. Жили мы не только развлечениями, но и трудились. Особенно нравилось помогать лесничеству. За это нам разрешали срубить елку для школы. Мы гурьбой шли по снегу в лес и с нами всегда, несмотря на увечье, шел наш учитель. Сколько было радости, когда мы наряжали елку нашими самодельными игрушками и десятком «драгоценных» стеклянных шаров. Помогать приходили и бывшие ученики. А потом мы вставали вокруг елки, прыгали и веселились. Школа всегда была для нас центром притяжения, а Николай Арсентьевич вкладывал в учеников свою душу. Среди его учеников и учителя, и медработники, и агрономы, милиционеры, радиоинженер, синоптик. Кем бы мы ни стали, никто из тех, кого помню и знаю, не сбился с пути, не потерял ориентиры, заложенные в детстве нашим Учителем. Возможно, наш Учитель и не был идеальным, т.к. идеальных людей не бывает. Но для нас он был и останется самым умным, добрым, справедливым и мудрым. А когда Учителя не стало, то до скромного деревенского кладбища его на руках несли его бывшие ученики.
P.S. История появления Николая Арсентьевича в Озерах со слов моей мамы (она была близкой подругой Серафимы Семеновны) такова. В годы войны он по переписке познакомился с девушкой из Озер. После госпиталя приехал к ней. Однако у них ничего не получилось. Через некоторое время Николай Арсентьевич встретил Симу. И они никогда не расставались.
Прекрасное письмо-рассказ о прекрасном Человеке!
Человек несомненно прожил яркую, очень значимую для людей жизнь, раз о нём по прошествии стольких лет с такой теплотой вспоминают!
Про кольчугу очень интересно, честно говоря, не слышал ранее, благодарю за информацию. Кольчуга — вещь для своего времени очень дорогая, и просто так её не теряли. Тут, наверняка, история какая-то.
Николаю Николаевичу — моё почтение!
Отдельная благодарность авторам письма!
Удивительно, что именно в новогодние праздники возник этот незримый мост из прошлого в наши дни. Спасибо, Николай Николаевич, за такое почтальонство! Интересна участь школьного сада, ухаживают ли за ним бывшие ученики? Хорошо бы добрая традиция сохранилась. Сергей Михайлович, если узнаете (и о кольчуге тоже), пожалуйста, сообщите!
Евгений, меня самого этот сад и эта кольчуга заинтересовали очень. Как снег стает, поеду туда посмотреть, что да как. И пару ребят толковых с собой возьму.
Спасибо большое, очень душевно! Но , тоже хочу сказать отдельно про кольчугу! Она одна , сама по себе быть не может и прав Сергей Михайлович это очень дорогая вещь того времени. Исходя из прочитанного и если кольчуга не вымысел , ни в коем случае ничего не хочу сказать об умысле, просто детские глаза могли принять какую то вещь за кольчугу, хотя с другой стороны , вроде как приняли в музей. Вообщем , исходя из текста письма и судя по всему, данная находка это потревоженное захоронение очень знатного воина, а то что в д. Свиридоново во времена Ростиславля был оборонительный рубеж это доподлинно известно, впрочем как и предполагаемое его место, возможно он (рубеж) был и раньше, поэтому сия находка очень интересна и имеет очень много вопросов!
Думаю, что эта кольчуга Жест Судьбы в адрес Учителя и его учеников. Если кольчуга врага — то как трофей ,а если защитника — то как подарок. Разговор о кольчуге в нашей школе был. Но видно в то время не было уделено этому должного внимания.
Благодарю за информацию, Миша! Значит случай с кольчугой имел место быть. Это обнадёживает.
Какими прекрасными словами написано воспоминание об Учителе. И таких учителей по всей Руси было огромное количество. Будучи участковым инспектором я застал деревенские малокомплектные школы в Бабурине, в Уварово, в Каменке (здание школы было, но ученики уже ходили в старую школу с. Горы). И в этих малых школах,учителя делали ВЕЛИКОЕ СВОЁ ДЕЛО — сеяли разумное, доброе, вечное. Мы несомненно что-то потеряли ликвидировав деревенские школы. Жаль….
Очень трогательный рассказ о настоящем Учителе!О школе, которая была»центром притяжения».