Таинственное урочище Хахлево

Хахлево. Не существующая ныне деревня в бывшем Озёрском районе Московской обл.

Находилась в 15 км северо-западнее Озёр, в полутора километрах юго-западнее деревни Мощаницы. Люди там давно уже не живут. Такие места, где раньше стояли деревни, археологи и топографы называют пустошью или урочищем.

Карта 1774 г.

Итак, Хахлевская пустошь (урочище).

Чтобы попасть в это тихое неприметное место, нужно по шоссе Озёры-Ступино доехать до Тарбушева. Затем свернуть вправо, по шоссе доехать до деревни Мощаницы, проехать вдоль деревни до западной окраины и выехать на грунтовую дорогу, что вдоль оврага ведёт на Венёвские Дворики. Миновав две высоковольтных ЛЭП свернуть на юго-запад, на заброшенную дорогу, что вела когда то на село Суково.

Дорога на Хахлево 17.09.2024 г.

 

А вот так дорога выглядела 9.10.2022 г. Время меняет всё.

Дорога эта и сейчас очень красивая. Прямая, как стрела, шириной до 20 м, с дренажными рвами до 0,7 м глубиной и крупными берёзами по краям. Проехать на машине по ней можно лишь летом, в устоявшуюся сухую погоду. Когда-то, несомненно, эта дорога была солидная, ездовая, значимая, востребованная.

Проехав по этой дороге с километр мы попадаем на Хахлевскую пустошь – место, где раньше была деревня.  Дата возникновения деревни на сегодняшний день точно не определена (следующими весной и летом этим будем заниматься, вешними водами керамику в овраги вымывает, можно посмотреть), но, судя по найденным фрагментам глиняных горшков, можно предварительно предположить, что XVI веке она уже наверняка существовала.

Вот здесь, слева от дороги, стояли дома деревни Хахлево.

 

Энтузиасты осматривают окрестности Хахлева.

В 1852 году деревня принадлежала Алёшковским помещикам генерал-майору Петру Артамоновичу Кожину с дочерьми Марией и Екатериной. Тогда в деревне было 13 дворов и 159 жителей.

Карта 1782 — 1784 г.

Смотрим «Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859 – 1873 годов». Читаем «Хахлева, деревня владельческая  при колодце. Число дворов 22. Жителей мужского пола 102, жителей женского пола 93.

Карта 1860 г.

Как сообщила мне Галина Борисова: «Село Алешково с деревнями Хахалево и Речицы в 1866 году перешло во владение Марии Петровны Новосильцевой. Мария Петровна — внучка и крестница алешковской помещицы Прасковьи Александровны Новиковой, построившей в Алешково храм».

В 1926 году в деревне было 38 дворов, 203 жителя. Дома стояли вдоль левого склона глубокого дремучего оврага, который тянется в Алёшково.

Карта 1940 г.

На дне оврага плотина и пруд, сохранившийся и поныне. По плотине идёт дорога на Суково. Выйдя из оврага в поле, дорога эта обрывается и ныне не существует, запахана за ненадобностью.

Ещё один, высохший прудик расположен в овражке, который с севера впадает в Алёшковский овраг.

Деревня просуществовала где-то до 1955г. Затем её признали неперспективной, электричество туда тянуть не стали, и люди постепенно, при каждом удобном случае стали оттуда уезжать в ближайшие сёла: Алёшково, Суково, Мощаницы и в г.Ступино. Т.е. централизованного, единовременного переселения людей из Хахлева не было. Просто люди постепенно уезжали, дома разбирали и увозили – обычное дело для многих тогда «неперспективных» наших деревень.

Сейчас от деревни остались несколько ям от погребов, что были вырыты на склоне оврага, яблони-дички, густые заросли малины, кусты сирени, непролазные заросли высокой по грудь крапивы, пушистые, очень красивые во время цветения ранней весной, вербы. (Как то в апреле 2012 мы с другом Александром приехали на Хахлевскую пустошь в самый разгар цветения вербы. От собравшихся со всей округи шмелей гул стоял невообразимый, пахло мёдом. Наш камуфляж сразу стал жёлтым от цветочной пыльцы.)

А ещё о бывшей когда-то на этом месте деревне напоминают битые кирпичи, крупные, в обхват, камни от фундаментов домов, подковы, молотки, топоры, обломки кос и ножей и прочие железяки, которые выкапывали поисковики.  Попадались и старинные монеты, начиная с 17 в., простенькие бронзовые нательные крестики, перстеньки, колечки, винтовочные и ружейные гильзы, элементы конской упряжи.

Вдоль этого оврага стояла деревня Хахлево.

Впечатлительные дачницы из соседнего Алёшкова рассказывают, что на этом месте живет привидение (куда же без него!) и что по ночам над пустошью пляшут яркие синие шары – высадившиеся из НЛО инопланетяне или души неупокоенных жителей деревни.

Об этих «инопланетянах» я вспомнил и долго смеялся, когда один знакомый поисковик, с которым я был в поле,  с наступлением сумерек надел  на голову светодиодный фонарь, заливающий пространство впереди него зловещим холодным таким синим светом. Помнится, сразу тогда подумал, что два-три человека, бродящие с налобными фонарями в сумерках и ночью по урочищу Хахлево, вполне могут создать картину «пляшущих» по полю светящихся шаров и присутствия инопланетян. (А поисковики в Хахлево приезжали раньше довольно часто).

Смех-то смехом, но вот что рассказал мне про Хахлево турист и любознательный человек Евгений:

«Как-то приехали в Хахлево не по весне, а уже в разгар лета, заехали со стороны Нивок и по старой дороге, которая из Суково в Хахлево была, зашли. Были с товарищем вдвоём, копошимся в овраге и в самом ручье, товарищ чуть дальше. И слышу детские крики и женский смех. Ощущение, что несколько метров от меня, оборачиваюсь — нет никого.  Подхожу к товарищу, спрашиваю, слышал или нет, говорит, что тоже слышал. Затем еще раз всё повторилось, но уже вдвоём были и опять ощущение, что пару метров от меня, аж как-то не по себе стало, в итоге развернулись и уехали».

И хорошо, что уехали. Встреча с неизвестным, с непознанным  всегда таит в себе большой риск. Интересно, конечно, но оно того не стОит. Кончиться может и весьма плачевно. Мы не знаем, что у НИХ там на уме. Лучше уйти, удалиться сразу, не вступать в контакт. ИХ Мир – не для нас, и он не всегда нам рад, не всегда к нам дружелюбен.

В своё время я, молодой и любознательный, наслушавшись разных интересных историй от пожилых людей по деревням, увлекался поиском в лесах, в полях чего-то неизвестного нам, какой-то другой, отличной от нас, разумной формы жизни. В интересных безлюдных местах бывал, и на закате солнца искал, и даже ночевал там иногда. Молодость! Кое-какие наблюдения, интересные случаи и мысли на моей памяти есть. Это – тема большого и отдельного разговора. Увлекался я этим до тех пор, пока моя добрая знакомая, женщина с необычными способностями  —  баба Катя из Облезьева (ныне покойная) не сказала мне: «Не ищи оборотня в лесу. Иначе  он сам тебя найдёт!». Тут я задумался над её словами, и ходить по этой дорожке перестал.

Художник Якуб Розальски. (Взято из интернета для иллюстрации).

А в Хахлеве и впрямь чувствуешь какое-то ПРИСУТСТВИЕ, вроде как кто-то есть рядом, наблюдает за тобой. Какие-то шорохи постоянно, крики птиц, шелест листьев в безветренный день, треск сучьев. Однажды поздней осенью даже видел, как метрах в 30 от меня расступается, раздвигается высокая по пояс и подвядшая уже густая  трава. Вот как будто кто-то идёт, и траву эту руками и телом раздвигает. Но никто не шёл в безмолвной тишине! Один я там был в тот осенний день. Жутковато, конечно, но кровь бодрит. А потом, я знаю Великий Лесной Закон: я в лесу никого не трогаю, не беспокою, никому не врежу. Значит, тогда и меня никто не тронет и ничего плохого мне не сделает. Лесные обитатели на пустом месте-то зря тоже не «быкуют». Я и супругу Таню этому приучил: «Иди спокойно, смотри вокруг внимательно, никого не тревожь, Лесу не вреди. И Лес тебя примет, не обидит, проводит и домой выпустит».

(Про раздвигающуюся траву скептики говорят мне, что это был направленный такой порыв ветра. Ну, не знаю. День-то был тихий очень и безветренный, запомнил хорошо. К тому же я отчётливо слышал по траве такие шаги, как будто кто-то именно шёл по ней. И тревожное чувство ПРИСУТСТВИЯ кого-то другого рядом).

В Хахлеве мы с Таней тоже бывали, ей там понравилось очень. Говорит: таинственно, загадочно, круто, интересно. Особенно ей понравился огромный старый дуб на краю высохшего пруда. Дуб этот, наверняка, свидетель многих событий, происходивших в деревне.

Мне написали в комментарии: «Жаль заброшенные, исчезнувшие деревни. Жили люди, бурлила жизнь…».

Точно такие же и у меня ощущения, когда я хожу в местах, где раньше были деревни.
Бурлила жизнь, страсти, эмоции бурлили. Люди бегали босиком в детстве, в прудике купались, потом влюблялись, женились,  рожали детей, строили жильё, в огородах трудились. Вступали в колхоз, уходили на войну, с войны возвращались (далеко не все).  Мечтали, надеялись, радовались, горевали, ревновали…
А теперь бурьяном всё поросло.
Но эмоции тех людей на этих местах остались! Будоражат кровь и навевают мысли до сих пор!

Если проехать от пустоши метров 400 в поле, на восток, то оттуда будет виден противоположный правый берег Оки и красавица церковь, что уже в селе Бесово. А ведь до этой церкви по прямой, через лес и поля аж 7 км! Мы привыкли жить в Озёрах, в «чаше», где горизонт довольно близко и обзор ограничен. А тут от такой непривычный, не Озёрской панорамы,  аж дух захватывает!

P.S.  Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, авторских фотографий возможно только с письменного согласия автора.

Сергей Рогов                                          15 октября 2024 г

© Рогов С. М., 2024

Метки: , , ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Сергей Рогов

Коренной озерчанин, Почётный гражданин Озёрского района, краевед, турист, экскурсовод.

У этой статьи 57 комментариев

  1. Руслан Ответить

    Чем труднее добраться ,тем интереснее и загадочнее места!красивое место!богатая история!интересно было бы в живую попасть туда и пропитаться атмосферой!класс!!!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Руслан, так не вопрос! Попадём. Обращайся, поедем, посмотрим. Тебе, как художнику известному, уверен, понравится. Неброская, робкая и родная такая красота Средней полосы России. Перелески, овраги, поля необозримые, и тишина в ушах звенящая.

  2. Алиса Ответить

    Господи, опять чёрные копатели бомбят объект,… Нда… Так мы далеко не уйдём. Дронов что ли приручить распознавать ….. и сообщать в милицию…

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Алиса, помнится, я при прошлой нашей полемике на этом сайте, приглашал Вас в Озёры. Моё приглашение остаётся в силе. Приезжайте, обсудим всё неторопливо за дружеской чашкой чая. Музей наш посмотрите, он теперь в новом просторном помещении. Может, подскажите нам чего по музею, будем рады.
        Вот Михаил был у нас недавно. Музей мы ему показали, по интересным местам нашего края ему хорошую экскурсию устроили. Он нас тоже к себе в Венёв отвёз. Интересно, понравилось, обмен опытом. Всем — польза.
        https://ya-kraeved.ru/kraevedy-iz-venyova-i-ozyor-obmenivayutsya-opytom/

        • Алиса Ответить

          Я заезжала между делом. В Озёрах летом не работала ни одна баня, и честному археологу было негде кости попарить.
          А ещё, судя по памятнику, у вас похоронили Ильича…
          Для меня краеведение и история в целом с «любительским металлопоиском» несовместимы. Просто не союзники мы, и всё. Может, обсудим серьёзный проект по мониторингу состояния объектов, чтобы кристально ясно стало для всех слабовидящих, как бомбятся селища? Или найдём способ упростить процедуру привлечения к ответственности всех, кто замешан в поиске древностей и их продаже? Сделаем шаблоны протестных писем для направления главе администрации района, где проходит слёт кладоискателей? Такие же шаблоны писем в прокуратуру, Росмолодежь, которая такие …… склонна спонсировать?
          Вот это надо делать. ……

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Алиса, памятник Ленину у нас стоит себе спокойно, как память об эпохе СССР. У нас в Озёрах нет обычая сносить памятники, пусть себе стоит.
            Бани, сауны у нас есть, в достаточном вполне количестве.
            Всё остальное, что Вы написали выше, можно обсудить при условии равного, доброжелательного, уважительного отношения ко всем участникам дискуссии.
            И Вы не представились, к сожалению до сих пор. Я — Рогов Сергей Михайлович, в настоящее время обычный пенсионер, и готов отвечать за свои слова. А кто Вы? Должность у Вас какая? Вот с кем, я, допустим, буду обсуждать то, что Вы обсудить предложили? С Алисой без фамилии и должности?

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Вот он, Ильич. Ему повезло, что его поставили в маленьком тихом городке, вдали от бушующих политических бурь, в уютном скверике. Пусть стоит, никому он тут не мешает.
            Коммунисты новые у памятника собираются. Подъезжают на серьёзных таких машинах. Новое время!

          • Михаил
            Михаил

            Баню вам организуем хоть в Озёрах, хоть в Венёве-приезжайте! Доносы не на кого писать не будем как вы предлагаете а в ресторане угостим!

        • Алиса Ответить

          Да я вообще против Ильича ничего не имею, вождь мирового пролетариата. А фотка у вас неактуальная. На актуальной характерная «ритуальная» табличка. И букетик цветов тогда ещё стоял. Из-за этого и вид погребальный.
          Михаил уже продемонстрировал, что у нас мировоззрение и интересы разные. То, что я считаю абсолютной необходимостью по обеспечению сохранности ОАН (жалобы в орган охраны памятников и полицию) — он называет «доносами». Вот и живите по своим понятиям.
          В Венёве я кстати тоже работала проездом, и мне тульские сказали, что в Венёве «крепкая краеведческая школа, но сейчас уже не знаем, что с ней». А вот с ней что. С металлодетектором она ходит, эта школа… ……..
          Больше читать и беспокоить вас не буду. Одно расстройство.

          • Михаил
            Михаил

            Алиса, кстати силами таких краеведов и был создан первый музей в Венёве. Мало того, сейчас в городе целых 4 музея и я надеюсь будет больше. От того и поток туристов в город большой поэтому пора и в районы переходить: активно возрождается не только в городе но и в Венёвском районе краеведение т.ч. будут и районные музеи. Приезжайте! Организуем вам экскурсию, баню, ресторан-всё как вы любите!

    • Михаил
      Михаил Ответить

      Милиции уже нет, есть-полиция:) А так конечно-приезжайте, сколько приглашают-так и не приехали, ехать то вам из Ступино всего ничего:)

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Можно в нашем музее (попрошу) конференцию устроить. Мнениями обменяться, обсудить, что-то хорошее, интересное предложить. Опытом по изучению истории родного края обменяться.

    • ангелина Ответить

      не знаю, где вы увидели копателей, я увидела энтузиастов, которые за свой счет и в свое свободное время и без всякого на то финансирования занимаются изучением истории заброшенных и забытых деревень, которыми никто кроме них и не займется чуть более чем никогда!

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Приветствую Вас на нашем сайте, Ангелина!
        Да, бескорыстные энтузиасты. Да, за свой счёт и в своё свободное время, и без всякого на то финансирования, в дождь и в грязь, на своём транспорте занимаются изучением заброшенных и забытых деревень, на которые никто, кроме энтузиастов никогда не придёт. Которые со временем распашут, запашут, или дачи на их месте построят.
        Энтузиасты по крупинкам собирают и сохраняют для потомков историю Озёрского края.
        Кстати, если убрать из Озёрского музея все предметы и документы, которые в разное время принесли туда неравнодушные люди, то там и не останется почти ничего, нечего смотреть будет.
        Спасибо Вам за Ваш пост! Приятно, не скрою.

  3. Юрист Баранов
    Юрист Баранов Ответить

    Интересная статья. Статья прямо подчёркивает, что история — это не прошлое, а настоящее; в настоящее время история и происходит. Вот была деревня — Хахлево. И вроде как не так давно в ней была жизнь. А теперь эта деревня уже история, которую даже потрогать не получится. Сегодня нет в ней ни домов, ни современных карт с её обозначением… Поросла дикими кустами и бурьяном.
    Спасибо, Сергей Михайлович, за то, что помогаете этим деревням продолжать жить!

  4. Евгений
    Евгений Ответить

    Деревни -малые населенные пункты, и в силу разных причин бывало, что заканчивали свое существование. Читал как то, что из одной деревни все жители переместились в другую, за несколько верст. А причина банальная — перестал течь ручей и воду негде было брать.
    Переселяли жителей помещики. вмешивались в размеренную жизнь пожары.
    Вот карта уездов Московской губернии Кусова примерно на 1770 г. С указанием деревень и пустошей.
    п — пустошь
    сцо- сельцо
    ц.з — церковная земля
    На карте обозначена деревня Мосеева. Так вот она исчезла уже в XIX веке

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Знаю такую исчезнувшую деревню, Евгений Иванович. Мосеева (Мосева), скорее всего, сгорела. Там угля много древесного попадается, распаханное поле. (Кстати, отлично в земле лежит, сохраняется).
      Таких исчезнувших деревень в нашем озёрском крае несколько. (Это те, что известны и на старых картах есть). А есть и такие, которые только энтузиасты знают. Особенно, деревни времён Ивана Грозного.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Сергей Михайлович, а вот пустоши с названиями, это тоже места, где существовали поселения? Или есть какие то другие варианты?

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Евгений Иванович, я полагаю, что ПУСТОШИ с названиями — это места, где была какая-то людская жизнедеятельность.
          Да, в подавляющем большинстве своём — места, где были поселения людей, деревни там исчезнувшие и всё такое.
          Но иногда пустошью называют место, где (повторюсь) была какая-то жизнедеятельность людей. Допустим, жгли в ямах берёзу и дуб на уголь, брали глину и на месте формовали и обжигали кирпичи, заготавливали сено, стадо коров на дойку пригоняли, избушка лесника и т.д.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Интересно бы составить карту района, времен Ивана Грозного

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Евгений Иванович, такую карту я могу составить за пару недель. Но воздержусь однозначно пока. Не пришло ещё время такой карты на нашей Озёрской земле. Похоже, эти мои знания так и уйдут со мной в Комарёво.

          • Евгений
            Евгений

            Сергей Михайлович, как то это неправильно. Понятно, что афишировать такие познания- это привлечь, тех же черных копателей, в большом количестве, с одной стороны, а с другой, наверное, ученый люд может очень сильно сомневаться в том, что карта правильная.
            И все же. Надо что то придумать. Нельзя свои познания уносить с собой и никому их не доверить. Хотелось бы посмотреть карту.
            Я вот все что наработал по генеалогии, выложил в открытом доступе. И выложу еще.

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Какое мне дело до сомнений «учёного люда»? Ведь я-то знаю, что в определённых местах действительно были поселения времён Ивана Грозного. Тем более, что никакой моей карты поселений пока нет, и в ближайшее время не предвидится. А стало быть и сомневаться не в чем. Все довольны!

  5. ангелина Ответить

    спасибо вам за статью, Сергей Михайлович! про свою деревню читала тогда с удовольствием, про Хахлево даже не слышала, признаюсь

  6. Я Краевед
    Я Краевед Ответить

    Последний пост Алисы удалён.
    Алиса, Вы неоднократно игнорировали и нарушали Правила нашего сайта п.14:
    «Общение на сайте ведётся в конструктивной,  доброжелательной, уважительной к себе и к собеседникам форме. Не допускаются ненормативная лексика, оскорбления, грубость, неаргументированные и анонимные обвинения, насмешки, пренебрежительный тон дискуссии, переход с обсуждаемой темы на личности участников дискуссии». https://ya-kraeved.ru/pravila-sajta/

    Мы благодарим Вас за участие в дискуссии. Все Ваши посты на этом сайте впредь будут удаляться.

  7. Дмитрий Мартынов Ответить

    Приветствую участников дискуссии!!! Позволю высказать своё мнение. Статья Сергея Михайловича как всегда интересна и познавательно, одно из немногих мест района, где ещё не довелось побывать, но в планах есть. По поводу археологов и «белых», и «чёрных»…Я думаю, что официальная археология, до подобных мест доберётся не скоро, а вероятнее ни когда, есть куча мест официальных, охраняемых, где копают десятилетия и про находки не очень слышно. Может опасаются, вдруг, найдут что-то, что не вписывается в официальную историю, потом объяснять ещё, как такое могло произойти и вообще мы не то имели ввиду))). А копатели-любители…Тоже наверное разные есть, и любители действительно истории, и те которые этим занимаются ради наживы, интересно кто из них за собой шурфы и ямы не закапывает??? Куда не пойди как будто кротами изрыто, ноги переломать можно, надеюсь, что так поступают исключительно не правильные копатели))

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Приветствую, Дмитрий!
      Вы абсолютно правы: справедливости для, копатели-любители очень разные есть. Я писал об этом в своей статье «Чёрные», за которую в своё время набил много шишек, обрёл много друзей, но и недругов тоже обрёл приличное количество. И это — нормально. https://ya-kraeved.ru/chyornye-kopateli/
      Есть и такие, что шурфы и ямки за собой не закапывают. Мы боремся с этим явлением, как можем, вразумляем.

      Благодарю, что высказали мнение по моей статье, а то дискуссия как-то сместилась с самой статьи в другую сторону.

  8. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Уважаемые!
    В процессе дискуссии выявилась ещё одна интереснейшая темя — тема маленьких провинциальных и так любимых нами краеведческих музеев. (Вот наподобие нашего Озёрского краеведческого музея).

    Музеи такие нужны несомненно, пользы от них много, в пом числе и для воспитания подрастающего поколения. Они (как наш музей) становятся центром притяжения для интересующихся историей родного края людей, местом их встреч и конструктивного общения.

    Но вот вопрос: а из чего должны формироваться демонстрационные витрины таких музеев? Что должно в таких музеях экспонироваться, и откуда оно возьмётся?
    Археологи могут сдавать свои находки только в ОФИЦИАЛЬНЫЕ музеи (коим наш Озёрский музей не является). Вот для примера, клад бронзовых браслетов и коник, найденные у нас, в озёрских однозначно краях, около Свиридонова, хранятся и экспонируются в соседнем Ступинском музее, потому что тот — официальный. https://ya-kraeved.ru/gorodishhe-sviridonovo-iii-mesto-kompaktnogo-prozhivaniya-drevnix-lyudej-na-ozyorskoj-zemle/

    А что экспонировать в нашем народном музее? Экспонируют те предметы и документы, которые несут в музей неравнодушные к истории края люди. А как иначе-то? Из чего нашему (и аналогичным провинциальным) музею состоять?

    • Михаил
      Михаил Ответить

      Кстати у музеев (официальных) есть запасники и в этих запасниках хранится много интересного что не выставляется. К сожалению я точно не знаю законодательство касающееся частных музеев (там говорят есть какие то ограничения) и поэтому содержать и организовывать такие музеи не то что не выгодно а проблематично со стороны законодательства (так мне объясняли, может кстати и не правильно объясняли). Есть ли выход из этой проблемы? Я вижу кстати только один: организовывать такие музеи при православных храмах: Церковь трогать никто не будет! Если конечно не внесут какой-нибудь закон ограничивающий организацию музеев при религиозных структурах.

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Отличная мысль, Михаил! Церковь трогать никто не будет точно.
        И уже есть примеры зачатков таких краеведческих музеев при церкви. Знаю, что в одной из наших церквей на стене висит целое такое панно из нательных крестиков разных эпох. Добрые люди подарили храму.
        В Зимёнках священник тоже потихоньку делает музей исчезнувшего села и церкви Покрова.

  9. Евгений
    Евгений Ответить

    Возвращаясь к теме чёрных или белых копателей.
    Прочёл статью о находках в кургане из золота, ну и ценных для истории и культуры. Раскопали курган чёрные копатели. Курган был около деревни. На следующий день вся деревня с лопатами искала ценные предметы.
    Под статьёй комменты. И вот пара из комментов меня задели.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Евгений Иванович. Мне трудно судить о глобальном состоянии и о проблемах отечественной археологии. Я не располагаю должными знаниями и должной информацией в этом вопросе. Если археологи ко мне обращаются (а такое редко, но бывает), я всегда делюсь с ними всем, что знаю.
      А вообще я, как тот кулик, который хвалит своё болото, занимаюсь и увлекаюсь исключительно изучением прошлого, историей своего родного Озёрского края. Мне это интересно, и мне этого за глаза хватает. И в этом направлении я готов сотрудничать с любым человеком, с любым, кто в «теме», лишь бы польза делу была.

      Вот, допустим, сравнительно недавно я точно установил, что наша знаменитая лесная дорога «Узкоколейка» https://ya-kraeved.ru/uzkokolejka-istoriya-dorogi/ была проложена инженерами и топографами фабриканта М.Ф. Щербакова разумеется по самым высоким и сухим местам, по хребтам водоразделов.
      НО!!!! Она была проложена не с «нуля» (как мы раньше считали), не просто вот по лесу! До этого, гораздо раньше, между древними лесными поселениями она уже была. В 16 веке она уже существовала однозначно!
      Т.е., инженеры и топографы Щербакова проектировали «Узкоколейку» по уже существующей, столетиями выверенной дороге. Это ли не сенсация для наших краёв?

      • Сергей Рогов
        Сергей Рогов Ответить

        Если бы не беседы с любителями истории и краеведами, которых я встречал в лесу, я бы про древность «Узкоколейки» ничего не знал. Это, собрав все их рассказы, я установил, что маршрут «Узкоколейки» прокладывался по уже столетия существующей лесной дороге.

      • Евгений
        Евгений Ответить

        Привет Сергей Михайлович. Я что то не понял, в XVI веке существовала узкоколейная железная дорога или просто была дорога?
        Дорога могла быть вполне. Леса такого не было. Накатать дорогу просто, если по ней регулярно ездить. Просеку рубить не надо.
        Я так понимаю копатели вдоль узкоколейки нарыли дорожные артефакты относящиеся к XVI веку?

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Евгений Иванович, разумеется, никакой узкоколейной железной дороги в XVI веке не могло существовать абсолютно. Но однозначно была какая-то грунтовая дорога, идущая, разумеется, по водоразделам, по высоким, сухим местам (чтоб меньше мостов строить, грязи чтоб меньше было). Дорога эта соединяла некие лесные поселения, в основном, времён Ивана Грозного. Дорога эта была выверена веками, и шла по самым удобным и сухим местам.
          Вот эту-то дорогу «причесали», где надо спрямили, выровняли инженеры и топографы Щербакова.
          А у нас принято было считать, что при Щербакове прям с чистого листа спроектировали дорогу «Узкоколейку». Оказалось, что это не так.

          • Евгений
            Евгений

            Да. Очень интересный вопрос!
            В принципе, очень многие дороги нынешние построены по старым дорогам. Причина конечно экономическая. Именно по водоразделам, то есть по высоким местам.
            Соответственно и деревни строились по тем же местам и обязательно вблизи источника воды!
            А помещики умели деньги считать. Можно было построить и напрямую с кучей мостов и мостиков, вырубить просеку, только затраты были бы нехилые.

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Помещики очень хорошо умели считать деньги. Они бюджет-то не пилили, и за границу деньги из поместья не уводили. Дороги строили ну очень продуманно, мудро. Минимум мостов, минимум спусков и подъёмов.
            Семь раз отмерь…

  10. Евгения Камынина Ответить

    Здравствуйте Сергей, Благодарю от души за такой замечательный обширный рассказ, статью.
    Хахлево лично для меня не просто исчезнувшая деревня это место где рождались, смеялись, горевали — ЖИЛИ мои предки по папиной линии.
    Обязательно семьёй посещу это место, думаю духи,приведения которые там живут нас не тронут и не напугают — узнают родную кровь:)
    Пока мы помним о наших предках и передаем рассказы нашим потомкам — жива память не только о людях, но и о месте где они родились и жили.
    Спасибо за Ваше такое БОЛЬШОЕ дело!

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Здравствуйте, Евгения! Очень приятно мне читать Ваш пост. Да, несколько исчезнувших, не существующих ныне деревень обрели вторую жизнь и продолжают жить на сайте «Я — Краевед».

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Евгения, в Хахлево с семьёй отправляйтесь смело. Духи, сущности, там обитающие, Вас не тронут и не напугают. Вы же для них — СВОИ! У Вас корни из Хахлева. Духи Вам будут рады. А Вы им там бутербродик, сахарку кусочек на видное место положите. Им будет приятно, что о них вспомнили.

  11. Евгения Камынина Ответить

    Сергей Михайлович Вы в статье выкладываете фрагмент карты 1782 — 1784 года подскажите пожалуйста где можно её посмотреть.
    У меня не получается её найти, а там прослеживается речка Селижарка села Суково.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Эта карта называется «Планы Генерального Межевания (ПГМ) уездов Московской Губернии. Коломенский уезд». В интернете много, можно найти и скачать.
      Речка Селижарка, вытекающая из пруда села Суково известна давно. Я по ней ходил много раз. Правда, сейчас её называют Суковской речкой. Старое название Селижарка осталось на картах, а в обиходе — нет, утрачено.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Кстати, у этой речки есть ещё одно, более позднее название — «Козова речка». Вот карта 1987 г. На ней отмечена, как Козова.
          Но это название тоже редко сейчас услышишь. Все зовут Суковская речка (по селу).

          • Антон

            Не соглашусь, так и называем всем селом «Козово», не только речку, но и саму долину.
            И, наконец то, статья, которую я так долго ждал. Лет 5 назад случайно на спутниковых снимках увидел по форме леса следы бывшего поселения, решил сходить, посмотреть.
            Шёл из Суково, так как там дом. Первый раз не дошёл — грибы заманили, собрал килограмм 10 лисичек на пол пути и пошёл назад. Через неделю повторил попытку. Леса, конечно, труднопроходимые, если идти напрямик, но дюже красивые. И вот, спустя столько лет, я знаю, где я побывал, спасибо!

          • Сергей Рогов
            Сергей Рогов

            Антон, спасибо за уточнение. Рад, что жители села Суково (очень люблю, кстати, бывать там) сохранили старое название речки и даже долины Козово.
            Попутно Вам вопрос. А есть ли какое-либо название для возвышенной такой площадки на речке. Из крутого склона под этой площадкой бьют чистые родники? По увиденным мной фрагментам керамики (черепки глиняных горшков старинных) я предполагаю, что там было поселение Раннего железного века (4 век нашей эры). Интересное и красивое место.

            Я рад, что статья, которую Вы так долго ждали, нашла своего читателя.
            Самосевные берёзовые леса от Сукова до Хахлева действительно трудно проходимые и очень красивые. Я там даже тетеревов поднимал.

          • Антон

            Других топонимов, увы, не знаю. Сам водоносный откос (получается западный), расположенный в километре от пруда, пока ещё даёт чистую воду, но в разы меньше, чем десять лет назад. Ключевая вода чистая, но сама запруда, так сказать, не располагает к её потреблению, так как смешивается с водой приходящей по течению. Надо отгораживать.

  12. Евгений Ответить

    А это уже соседняя Алёшковская речка, она же Луговая.

  13. Сергей Рогов
    Сергей Рогов Ответить

    Кстати, Алёшковскую речку тоже очень мало кто сейчас зовёт Луговой. А на старых картах она вообще обозначена, как Березынка — утраченное ныне название.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Вот она, Алёшковская речка, на карте ПГМ прописана как Березинка. (На других картах встречал Березынка, но это возможно ошибка копировальщика).

      • Евгений Ответить

        Читали, знаем )) Про утраченные названия, грубо говоря знаем разные интерпретации за 200-250 лет, то что есть на картах, а ты то что было еще ранее из названии, утрачено практически безвозвратно.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Да, те названия, которые были до составления карт (а они наверняка были) утрачены безвозвратно. Людская память короткая.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *