Северная орхидея или ad astra per aspera

Порой, общаясь с людьми, которые, если не всю, то значительную часть жизни прожили в районах южного Подмосковья, нередко выясняется, что названия вроде «Алёшково», «Сенницы», «Ростиславль», «Авдотьино», «Молоди» и т.п., даже «Старая Кашира»или «Пущино», ничего не означают, или являются чем-то абстрактным, «где-то там», в лучшем случае.

При этом, ведётся активный образ жизни,  походы в лес, нередко по многу километров, а ещё — у многих есть велосипед и некоторые даже знают как им пользоваться. Однако, когда речь заходит о поездках чуть дальше садового участка,  это почему-то вызывает тихий ужас и чувство бессилия.

Между тем, на велосипеде можно проехать в 5 — 6 раз больше, чем пройти, например, вместо 10 км — около 50 — 60. Шестьдесят километров в одну сторону — шестьдесят в другую, это уже сто двадцать.

В южном Подмосковье есть много мест, связанных с историей, памятников архитектуры и природы (которая тоже переходит в разряд памятников, к сожалению). Спланировать маршрут довольно легко, если уметь пользоваться онлайн картами и навигаторами. Описываемая ниже поездка довольно типична, хотя и прошла не совсем так, как планировалось.

Как сообщает Алиса из «Яндекса», «Склон реки Гнилуши» — памятник природы областного значения в Раменском городском округе Московской области, расположенный к юго-востоку от деревни Головино, единственное в Подмосковье место произрастания редчайшей орхидеи — венериного башмачка крапчатого.»

Маршрут в данном случае начинается в районе р.п. Малино, там же заканчивается (впрочем, при желании, можно выбрать какую-либо из станций Павелецкой дороги) и состоит из участков тихого асфальта и накатанных (как хотелось думать) грунтовок. Ниже показан итоговый трек.

Избегая нагруженных шоссе, путь из Малино ведет через Васильевское и Кошелевку на Кишкино. Участок Кошелевка-Кишкино когда-то был частью старинного тракта из Малино на Москву и лет десять назад дорога была вполне проезжаема, но с каждым годом все хуже и хуже, пока АО «Вымпелком» не решил проложить вдоль нее кабель и вот что из этого получилось. Не всякий трактор еще сюда поедет.

Как результат — километр пешком, обходя ямы и лужи. В самом Кишкино сохранились развалины усадьбы Богородское-Кишкино с парком и отреставрированная церковь Казанской иконы Божией Матери XVIII века.

От Кишкино через Кунавино асфальтированная дорога с малым трафиком идет в Тютьково. При попутном ветре здесь даже удалось погоняться наперегонки с автомобилями (поскольку почти везде ограничения скорости). Главное при этом — успеть вовремя среагировать, когда машина впереди начинает тормозить.

После Тютьково проселочная дорога с  живописными видами приводит к Мартыновскому, что на шоссе Барыбино-Б.Алексеевское.

В Мартыновском можно посмотреть на уютную деревянную церковь Рождества Христова и постоять в очереди за родниковой водой.

После еще одного Кишкино поворот направо ведет в село Вертково. Если проехать мимо, несколько километров в сторону Барыбино, то можно попасть в Ляхово, где постепенно разрушается здание усадьбы, в котором снимался фильм «Формула Любви». В Вертково по пешеходному мосту пересекаем Северку.

Считается, что Северка получила свое название из-за обилия холодных ключей, бьющих на ее дне. Примерно с этих мест река становится все живописнее и полноводнее, чаще появляются места купания. Существует много вариантов маршрутов вдоль Северки различной протяженности.

Ровные полевые дороги позволяют надеяться на скорую встречу с орхидеями.

И приводят к месту, которое обозначено на карте как брод через Северку.

Явно туда соваться не стоит, если это и брод, то не для всех. К счастью, нужно в другую сторону. Дорога идет берегом к притоку Северки, небольшой речке Гнилуше, на другом берегу которой и находится заказник. На лесистых участках иногда приходится спешиваться.

Вот и Гнилуша, недалеко от от своего впадения в Северку. Впереди брод, по которому предполагалось ее пересечь. И не мной одним, место явно популярное. Внимательный читатель может найти пять квадроциклов на снимке.

Однако, переправляться на другой берег надо. Решаю поискать переправу выше по течению. На таких речках могут быть небольшие мостики или завалы деревьев от берега до берега. Сильно мешают заросли уже подросшей крапивы. Наконец, находится вроде бы подходящее место.

Без проблем удается дойти до середины бревна, но у его тонкой части велосипед превращается в обузу. Вода с мутью, дна не видно. Не должна такая речка быть глубокой. Хочется сойти с бревна и в два шага добраться до дерева, растущего на краю воды. Все же  иду по бревну и это правильно. Переднее колесо срывается и велосипед ныряет в воду почти по седло, причем дна не касается. Сразу же выдергиваю его и пробегаю оставшееся расстояние почти до берега, где дно уже видно и действительно мелко. Вот вам и речушка-Гнилушка, к тому же и половодья в этом году практически не было. Почти час уходит на то, чтобы более-менее просушить велосумки и их содержимое на солнце. Вспоминается девиз одной передачи — «могло быть хуже». Тем не менее, это уже граница заказника. Поднявшись по склону вверх, попадаешь в собственно сам заказник.

Кое-где цветет ландыш. Венериного башмачка не видно. Как выяснилось, он исчез здесь еще в 2013 году, но условия произрастания сохраняются, сохраняется и заказник. По некоторым сообщениям, цветок еще встречается в некоторых местах Подмосковья, а когда-то в Раменках были целые поляны северных орхидей. Несмотря на запрет посещений на мототехнике, заказник прорезан дорогами от квадроциклов. Рядом находится старый карьер, где им полное раздолье. Видимо, сказывается относительная близость к Москве.

Далее в планах было проследовать вдоль Северки приблизительно до Мещерино, но из-за большой потери времени направляюсь обратно более коротким путем — через  Большое Ивановское, Никоновское, Большое Алексеевское. К тому же, попутный ветер становится встречным.

В Б.Ивановском интерес представляет обширное старинное кладбище около восстановленной церкви.

Неподалеку, около заброшенной фермы ждет неожиданная находка. Немое свидетельство непонятно чего, возможно происходивших когда-то здесь «битв за урожай» и последовавшей разрухи.

Кто такая Любовь Федягина — остается загадкой.

Между Никоновским и Б.Алексеевским тихая лесная дорога со старым асфальтом.

Село Б.Алексеевское расположилось на обоих берегах Северки, через которую переброшено несколько пешеходных мостиков. Один из них.

Северка здесь гораздо полноводнее, считается, что отсюда начинаются самые красивые места.

К Б.Алексеевскому примыкает село Авдотьино, где сохранились остатки усадьбы просветителя и масона екатерининской эпохи Н.И.Новикова.

От Б.Алексеевского шоссе на Бронницы ведет прямо в Малино, но из-за довольно большого трафика и постоянного встречного ветра вскоре сворачиваю на Хонятино и мимо Глебово, по проселочной дороге, попадаю в Кошелевку. Кольцо замыкается. В лесной части тоже приходится пару раз спешиться, но это совсем не то, что было по пути на Кишкино.

Всего 87 километров за восемь часов. Много времени потеряно из-за пеших приключений. Целиком этот маршрут рекомендовать нельзя, но было много интересных отрезков и обилие впечатлений. Как уже говорилось —  «могло быть хуже».

P.S.  Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, авторских фотографий возможно только с письменного согласия автора.

 

Константин Белов                                                                 9 июня 2025 г.

© Белов К.Ю., 2025

Метки: ,

Поделитесь в соцсетях:

Автор - Константин Белов

Путешественник, спортсмен, велотурист, любитель природы и походов.

У этой статьи 12 комментариев

  1. Свой
    Свой Ответить

    Константин, очень интересный рассказ о велопоходе, благодарю!

    Действительно, дальше своего района я на велосипеде обычно не выезжал, ну разве что на поезде до Коломны и вокруг нее, а зря, вокруг столько хороших мест!

    Очень удивлен увидеть танк БТ вне постамента. Это в Большом Ивановском? Не нашел никакой информации..

    87 км это порядочно, маршрут явно не для новичка!

  2. Константин
    Константин Ответить

    Думал, может кого привлеку в свои ряды, но есть сомнение, что скорее напугал. 🙂 Про танк я сам был удивлен, не меньше вашего. Просто стоит в траве. За кладбищем в Б. Ивановском, на границе с бывшей фермой, сейчас конефермой, но что там — непонятно, потому что — не видно. Если бы я не подумал, что прямая дорога короче (странно, с чего бы?) и не прошел бы сквозь кладбище, то и не наткнулся бы. У нас поблизости есть один БТ-7, на постаменте, как положено, недалеко от Иван-Теремца, а «одичавших» танков нет, пока.
    Километры очень разные бывают. Про это с самого начала рассказа. Когда-то, начав с поездок по окрестностям, стало понятно, что все очень близко и малоинтересно, зато дорог — много. Вот, из Малино до Коломны — 50 км, практически все время по спокойному шоссе. Милое дело, туда 2 часа +/- и обратно, там часок — всего пять, и без напряга. Если у вас есть свободный день, из которых полдня не заняты. А вот из Коломны в Малино и обратно — это уже вопрос — зачем, но по дороге есть много чего интересного.
    Не новички иногда, но часто, катают бреветы. Это от 200+. Действительно серьезно становится когда более сотни, если по приличным дорогам. По неприличным бывает по-разному, в моем рассказе немного описано.

  3. Константин
    Константин Ответить

    Танк в Новоселках, подворье церкви Богородицы в Иван-Теремце.

  4. Дмитрий Мартынов Ответить

    Здравия!!! Спасибо автору, интересно и познавательно. Что касается вела, по моему скромному мнению до 50 км может проехать буквально каждый, кто может пройти 10 км, до 100м тоже самое, но попа болеть может и руки, дальше сложнее. Речь идёт о спокойной езде со средней скоростью 15-20 км/ч по асфальту, укатанному грунту. Всё что быстрее, выше, сильнее требует вкатки и тренировок.

    • Сергей Рогов
      Сергей Рогов Ответить

      Приветствую, Дмитрий! Верно. Я на самом простеньком своём велосипеде «Минск» (без всяких там переключений скоростей) спокойно по хорошим сухим накатанным грунтовым дорогам проезжал не спехом за день 70 км.

    • Константин
      Константин Ответить

      Похоже, во многом дело в восприятии цифр, когда они названы. Неявным образом большинство ходит по 8 и более часов в день. Простая математика не замечается в повседневности, тем не менее, 100км деленные на 15-20км/ч = 5-6 часов. Т.е., это не много, дело в ньюансах, а они разные бывают, как говорится в некоторых анекдотах. Дорожные условия и соответствие им велосипеда, говоря обобщенно. Здесь разброс большой, но и возможности адаптации большие. Начиная с 20-30 км можно легко уйти за сотню. В моем случае это так и было. Правда, была угроблена первая трансмиссия и заменена, поскольку опыт советских велосипедов оказался не совсем применим к современным. При этом, современные велосипеды гораздо легче в освоении, если хоть немного поинтересоваться их конструкцией. Говорят, что даже т.н. «ашанбайки», лучшие из них, вполне пригодны к дальним походам, при соответствующем обслуживании, конечно.
      Тем не менее, еще раз, если километры не считать, то это будет как возраст, примерно :-).
      В заказнике у бывшего родника (заплывшего) я встретил еще одного квадроциклиста (не имеющего отношения к «утопленникам»). Разговорились. Когда я сказал, что направляюсь дальше в Никоновское, он ответил, что это далековато (около 10 км оттуда). В общем, это уже стало привычным — не удивляться на подобную реакцию. Скорее, наоборот — человек представлял общую геометрию местности, но и реакция была шаблонной. Потому, что выйти дальше за пределы шаблона он уже на смог, когда узнал, что я еду из Малино и туда же возвращаюсь. Отнес меня к спортсменам, хотя, в общем, сам должен им являться. Тут явно дело только в психологии восприятия. Когда есть моторчик — это одно, а как самому — то непонимание трансформируется в представление о физической невозможности, а то и неприятии, почему-то.

      • Дмитрий Мартынов Ответить

        Да, Вы правы, магия цифр, да и люди стали меньше двигаться, так сказать, своими силами. Бабушка рассказывала, что они с дедом по грибы ходили за 25 км, потом приходили, перебирали, перерабатывали, с ног не падали.

        • Сергей Рогов
          Сергей Рогов Ответить

          Да, ходили раньше много, я ещё помню. Помню, как из села Комарёво ЕЖЕДНЕВНО ходили пешком работать на фабрику. А это 6,5 км в один конец.Работали там смену и шли обратно. Т.е. ежедневно (кроме выходных) просто проходили по 13 км. И считали, что из Комарёва-то на фабрику ходить ещё близко. А ведь ходили и из Тарбушева, и из Паткина, а это — дальше гораздо. И ничего!

      • Рогов Сергей
        Рогов Сергей Ответить

        Всё верно, Константин. Вот нынешней весной на Радуницу поехали с Таней к её родне на кладбище в Бояркино.А оттуда, чтоб не ждать автобуса, решили пойти домой пешком через Большое Уварово, Варищи, Горы, Марково — 19 км. В начале маршрута встретили знакомого на машине. Так вот он ну очень удивился, что мы попёрлись пешком. Предлагал нас подвезти, отговаривал и всё такое. А нам — в удовольствие.

  5. Дмитрий Мартынов Ответить

    Вдогонку предыдущему посту…Речь идёт о нормальном дорожном или нормальном горном велосипеде, на 25 кг. двухподвесе с литыми дисками всё несколько по другому)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *