
Маршрут Редькино-Фофаново-Емельяновка
Яркий, солнечный день 30 мая 2018 года. Друг Максим Баранов любезно согласился подвести меня до…
Нынешняя зима – необычная, тёплая и бесснежная. Грех этим не воспользоваться. Есть уникальная возможность хорошо посмотреть и увидеть то, что в другое время, когда деревья и кустарники уже с листьями, толком-то и не увидишь. Вот, к примеру, валы Ростиславля Рязанского.
Валы Ростиславля. Всегда внушали мне уважение к грандиозным деяниям, к труду, упорству и мужеству наших предков. С юного возраста, когда я бывал на Ростиславле и проходил в воротный проём, шапка сама слетала с моей головы в знак почтения к Городу и к жителям, его населявшим.
Какое-то необъяснимое чувство древней Силы и уверенного покоя охватывало меня при входе на территорию городища, и не покидало на протяжении всего времени моего там пребывания.
Это место в нашей озёрской округе – особенное, и ощущения там особенные. Об этом мне говорили очень многие люди, там побывавшие. Побывав там однажды, человек обязательно будет возвращаться туда ещё и ещё. Или, хотя бы в мыслях будет туда возвращаться. Город не отпустит, Город будет звать к себе, манить даже на большом расстоянии.
Не одно поколение озерчан побывало на этом городище. На велосипедах, пешим походом в кедах «два мяча», с брезентовыми ещё рюкзаками и палатками, с гитарами и с удочками, с вермишелевым супом из пакета, сваренном на походном костре.
Для мальчишек моего детства сходить с ночёвкой на Ростиславль было чем-то вроде посвящения во взрослые. И если какой-то озёрский подросток на вопрос: бывал ли он на Ростиславле, отвечал что не бывал, на него смотрели как на больного, как на странного и ущербного какого-то.
Помню, как во время ночёвок у костра на мысу Ростиславля, нам, тогда подросткам, в нашем разгорячённом юношеском воображении грезились мечи, кольчуги, шлемы, боевые топоры, лязг железа, ржание коней и свист стрел – шум битвы. В разговорах тогда мы представляли, что вместе с защитниками города стоим на крепостных стенах, отбиваем атаки врага. А потом, по подземному ходу под Окой (куда же без него!), уходим из горящего города на противоположный левый берег, к селу Горы, чтоб и там «партизанить» и бить врага. Безмятежное наше провинциальное детство!
Но вернёмся к городским валам. Если уж быть точным, то по последним исследованиям археологов это — не валы в чистом виде, а остатки (руины) древо-земляных стен.
Стены эти после их постройки периодически ремонтировались, подновлялись, а во время противостояния Олега Ивановича Рязанского с Дмитрием Ивановичем Московским (Донским) длинная стена города была подправлена, значительно усилена.
Ведь Ростиславль к тому времени (с потерей Рязанью Коломны) стал передовым, самым северным городом-крепостью Рязанского княжества на границе с княжеством Московским. Ростиславль тогда охлаждал, успокаивал амбициозные территориальные претензии жиреющей за рязанскими копьями (в силу своего географического положения) Москвы.
Обстановка особенно накалилась после 1380 года, после Куликовской битвы. А уж после того, как 25 марта 1385 г. изгонной ратью Олег Рязанский неожиданно захватил Коломну, а затем весной того же 1385 года под городом Перевитском на Оке в дым разгромил посланное против него «в ответку» московское войско, которым командовал опытный военачальник князь Владимир Андреевич Хоробрый, дело однозначно двинулось к большой кровопролитной войне между Рязанью и Москвой. И в этой войне Ростиславлю наверняка была отведена не последняя роль.
Кстати, в последствии, князья Олег Рязанский и Дмитрий Донской будут канонизированы, причислены к лику святых, станут именоваться на иконах святыми благоверными князьями. Ну а пока будущие святые и благоверные частенько гуляют с мечом и с ратями по землям друг друга, бьются в сражениях, грабят, жгут, уводят в полон.
Но, слава Богу, у двух Великих князей и будущих святых хватило благоразумия и здравомыслия не допустить тотальную самоубийственную бойню. Тут ещё вмешался, сказал своё веское слово третий, тоже будущий святой – Сергий Радонежский. Уж чего он там князьям говорил, какие веские аргументы приводил, нам доподлинно неведомо. Но большой войны и большой крови удалось избежать. Остановились на самом краю. Стали как-то договариваться. Результатом переговоров стала состоявшаяся в 1387 году свадьба сына Олега Рязанского Фёдора и дочери Дмитрия Донского Софьи.
Непримиримые враги, Великие князья, несомненные герои и патриоты своих княжеств, своего народа, Олег Иванович и Дмитрий Иванович стали родственниками, сватами. Соперничать и воевать за спорные приокские (в том числе и нынешние наши, озёрские) земли им больше не было нужды. Зачем же жечь и грабить то, что достанется теперь деткам любимым? Всё им теперь, родимым, да внукам будущим!
С этого момента Ростиславль, вот именно как военная крепость, стал терять свою острую актуальность, своё значение. Стены Ростиславля без должного ремонта и обновления (в силу нескольких причин) стали постепенно ветшать, угасать. В конце-концов грозные былые стены превратились в холмы, в валы, которые мы сейчас видим, а рвы заплыли, затянулись землёй, стали мелкими, не рельефными.
Но валы эти до сих пор поражают своей грандиозностью, масштабами строительства.
Сколько земли перелопатили! Сколько отменных, толстых дубовых брёвен пошло на стены!
Вот как пишут об истории укреплений Ростиславля известные археологи, Николаева Надежда Алексеевна и Коваль Владимир Юрьевич, проработавшие много лет в полевых сезонах на территории древнего нашего городища:
«Сегодня более вероятным представляется следующий сценарий развития города: в момент закладки города был вырыт ров перед валом древнего городища раннего железного века, по гребню которого, возможно, провели какую-то линию деревянных укреплений, скорее всего относительно легких (полые клети или столбовая ограда).
Периметр мыса также был обведён такой оградой. Ни малейших следов древо-земляных стен тут нет, да для них на маленькой площадке просто и не было места. Так древнее дьяковское городище стало выполнять роль цитадели городка, его единственного укрепленного центра.
Городская застройка за пределами цитадели вполне могла быть защищена линией частокола, но обнаружить следы такой линии (канавы шириной 40–50 см) можно лишь по счастливой случайности, тем более, что проходила она явно не там, где позже появилась стена города. Судя по обнаруженной под этой стеной распашке, эти места размещались уже за пределами городской территории, хотя близ окского склона уже могли появляться какие-то усадьбы (свидетельством чему яма-ледник). Размеры застроенной в XII в. площадки пока в точности не установлены.
Аналогичное положение сохранялось и в XIII в., пока в конце этого столетия на месте нынешнего вала не была построена первая, достаточно мощная, древо-земляная стена, а перед ней выкопан ров. Нельзя исключать того, что это строительство произошло даже ещё позже – после 1300/1301 г., т. е. после потери Рязанским княжеством Коломны. Ещё недавно находившийся вдали от внешних границ Рязанской земли городок Ростиславль неожиданно превратился в пограничный город, который мог стать объектом нападения Москвы и в то же время превращался в опорный пункт борьбы княжества за возвращение Коломны. Такому городу требовались уже более мощные укрепления.
Однако обрушения краёв рва из-за ошибки первостроителей стены заставили вскоре (в начале – первой половине XIV в.) провести реконструкцию этого сооружения, расширив ров и возведя новую стену, внешний панцирь которой был опущен на дно рва. Не исключено, что это строительство как-то связано с превращением Ростиславля в 1342 г. в резиденцию Ярослава Александровича Пронского, получившего ярлык на Великое Рязанское княжение, но в процессе борьбы сжёгшего Переяславль Рязанский.
Во второй половине или даже конце XIV в. (в период правления Олега Ивановича Рязанского), когда прежняя стена стала приходить в ветхость, была проведена вторая перестройка, позволившая увеличить высоту стены и углубить ров. Наиболее вероятно связывать эту перестройку с рязано-московским противостоянием в 1380-х гг. Финал существования этой стены можно отнести к первой половине – середине XV в. В это время серьёзных военных конфликтов не происходило и надобности в постройке новой стены не возникало, а старая постепенно разрушалась и распадалась.
Разумеется, это лишь вариант возможной периодизации фортификации Ростиславля, однако не противоречащий имеющимся источникам. Многие детали и особенности оборонительных сооружений города ещё неясны, но дальнейшие раскопки позволят получить новые данные для уточнения наших знаний в этой области». (Взято отсюда).
Ну, а мы? А мы будем посещать Ростиславль, отдавать дань памяти предкам, отдыхать там, любоваться открывающимися с крутого берега Оки видами озёрских земель. Нам очень повезло, что в наших окрестностях есть такое красивое, знаменитое, историческое место.
А я буду продолжать водить на Ростиславль добрых людей, рассказывать им историю города, связанные с этим местом красивые легенды, показывать валы и прочее.
Будем жить!
Дополнение. Публикация этой статьи неожиданно вызвала вопросы у заинтересованных историей Озёрского края людей. Мне пишут в почту, звонят люди знакомые и незнакомые. Вопросы разные. (Похоже, люди испытывают некий информационный голод по теме Ростиславля. Учту, буду рассказывать о нём больше, чаще).
Основным является вопрос: почему Ростиславль постепенно «сдулся», перестал существовать как город, обезлюдел и со временем превратился в погост? Что его убило, добило? Почему люди ушли с насиженного, обжитого и весьма удобного для проживания места?
Я сам — мужик деревенский. Бросить, оставить вот так всё потом, трудом и кровью веками нажитое и уйти — это нужны ну очень веские побудительные мотивы. Рядом стоят большие древние сёла: Сосновка, Сенницы, Полуряденки. Люди в них как жили, так и живут до сих пор. А вот с Ростиславля люди ушли. Загадка!
P.S. Любое стороннее размещение и воспроизведение данной публикации, или использование каких-либо частей и авторских материалов данной публикации, авторских фотографий возможно только с письменного согласия автора.
Сергей Рогов 16 февраля 2025 г.
© Рогов С. М., 2025
Метки: исчезнувшие древние города, Озёры, Ростиславль, туризм
Но вот пока у меня нет ответа на вопрос: почему исчез, прекратил своё существование город Ростиславль?
Археологи сравнительно недавно выдвинули версию, что город прекратил своё существование из-за постоянных набегов крымских татар в XVI веке.
Они (археологи) раскопали там погреб, в котором было много древесного угля.
«…Такая ситуация позволяет предполагать, что погреб сгорел во время одного из набегов крымских татар на Рязанскую землю во второй половине XVI века. Во время таких набегов Ростиславль неоднократно подвергался разорению. Видимо, жители города были заранее предупреждены о приближении врага и успели уйти из города, забрав с собой все ценное…
…Полученные результаты дали новые сведения об организации жизни на Ростиславле в очень сложную и опасную для жителей эпоху бесконечных военных столкновений и разорений не только города, но и его округи. Именно эти разорения привели в конце концов к прекращению существования Ростиславля как городского поселения и переходу многих его административных функций в близлежащий Зарайск». (с)
https://www.option.ru/company/society/rostislavl?ysclid=m77mn7sugj84236725
Я пока не уверен однозначно, что именно набеги крымских татар Ростиславль доконали.
Крымские татары много поселений жгли за рекой (правый берег Оки). Однако большинство поселений и ныне стоят на тех местах, где были и до набегов крымских татар, и во время набегов, и после набегов. А Ростиславль вот угас, прекратил существование как город.
Уголь древесный в погребе? Так пожары бывали и без всяких крымских татар. Молния там, неосторожное обращение с огнём и прочее. Пока масштабного сожжения Ростиславля археологами не выявлено.
Люди убежали с Ростиславля в надёжный, с кирпичными оборонительными стенами Зарайск? Так ведь не убежали из той же Сосновки, из Сенниц не убежали, из других заречных сёл не убежали, и поныне там живут. А из Ростиславля убежали.
Я полагаю, что крымские татары своими набегами желания жить в Ростиславле людям не добавляли, разумеется. Но, на мой взгляд, для ухода жителей с Ростиславля должна быть ещё какая-то веская причина (причины).
В конце концов, набеги крымских татар закончились, а вот люди жить в Ростиславль почему-то особо не ломились по-прежнему.
Загадка!
А я тут согласен с археологами т.к. крымчаки нанесли, по-моему, больше бед нашим землям чем монголы. У нас в Венёвском районе есть много мест где перестали существовать поселения после набега крымчан. Крымские татары уничтожали поселения полностью. вместе с храмами и всеми строениями, а живых людей уводили в плен. Новое же население привозили уже помещики на эти места в начале 18 века. У вас в Озёрском районе и в Сосновке и в Сенницах в то время могло вообще никого не остаться (или часть людей просто бежала в леса) и новое население привозили уже помещики из других областей. Сохранились ли какие то данные что старый деревянный храм в Сенницах сохранялся до начала постройки нового каменного? (тоесть был упразднен только после постройки каменного) Или его уничтожили крымчаки и Гагарин привез в Сенницы новое население и построил новый храм? Вокруг каменного храма мы видим там надгробия 16-17 века, но 18 века надгробий я там не увидел. У меня в деревне в Венёвском районе похожая история: пришли крымчаки-храм уничтожили, всё сожгли и кладбище даже уничтожили, и в начале 18 века привозят новое население из Суздаля и храм строят новый. А вашему населению легче было прятаться в Зарайске где каменные стены, да и жить поблизости с крепостью. А дальше началась Петровская эпоха и всем уже было не до древней истории т.к. «элита» смотрела на Запад: всякие там «парки», «ритузы», бритье бород…ну какой тут Ростиславль с бородатыми князьями и дружинниками? И если в середине 17 века помещики наказывались даже за устное оскорбление крепостных крестьян, т.к. они были своими единоверцами Православными то в 18 веке крепостные становятся всего лишь безправными соотечественниками.
Спасибо, Михаил! Интересно, и резон в твоих словах есть.Тоже версия зачётная.
Люблю бывать на Ростиславле. Была там много раз, а вот зимой впервые. Да и какая это зима! В ботинках везде ходить можно.
Зима действительно странная очень. Я на своём веку впервые такую зиму вижу. Зато и много чего интересного можно для себя открыть. Листвы нет, всё хорошо просматривается.
Очень познавательная статья, Сергей Михайлович! Я тоже очень люблю Ростиславль. Не знал, что крепость возведена на месте городища раннего железного века. А по поводу оставления Ростиславля людьми могу высказать свою версию: эпидемия. Степные кочевники помимо разорения города вполне могли «завезти» чуму или холеру.
Интересная версия, Денис Валерьевич. Честно говоря, никогда не думал об этом. Вполне достойная и жизнеспособная версия. Возьму на заметку.
Жители города от эпидемии погибли, корни обрублены.
А следующие люди просто не захотели подвергаться опасности набегов, и стали селиться в защищённый каменными, кирпичными стенами Зарайск, или в его окрестности, чтоб в случае угрозы быстро укрыться в надёжном городе. Всё логично!
На самом деле очень интересная статья!красивые живописные фотографии!!!!Сергей Михайлович,ну Вы поняли!)))
Но вот причина ,по которой Растиславль перестал быть городом,так и не вырисовывается!!!!не ясно!!!
Руслан! Пока стройной такой версии, почему Ростиславль «сдулся» у меня, вот честно говорю, нет.
Вот версия медика Дениса Валерьевича мне кажется вполне разумной. Эпидемия выкосила коренных жителей Ростиславля. А другим, новым людям, Ростиславль пофиг. Их НИЧЕГО с Ростиславлем не связывает.
А Зарайск — крут. У соседнего Зарайска — кирпичные стены! В Зарайске за крепкими стенами живут богачи. А уж они-то себя в обиду не дадут, сумеют организовать защиту себя и своих домов. (Аналог — современная Рублёвка).
Поэтому новые люди вполне обоснованно старались поселиться уже в Зарайске. Там — безопаснее!
И мне нравится версия Дениса Валерьевича.
Всё просто — был один (или череда) сколько нибудь «постоянных» (не прекращающихся) факторов, которые не позволяли остаться именно в этом, уже достаточно обжитом месте, на протяжении некоторого, опять же достаточно длинного периода времени: эпидемия, отсутствие воды; т.е. «проклятие», «проказа».
В любом другом случае люди (пусть и не все) остались бы там жить даже после утраты военного значения города. Зачем бросать то, что обживалось не один десяток лет? Это кто же бросает строения и пашни у реки, в достаточно благополучном природном месте, только потому, что административный центр сменился?
«Это кто же бросает строения и пашни у реки, в достаточно благополучном природном месте, только потому, что административный центр сменился?» (с)
Верно. Тем более, в новом административном центре пахарей, пастухов, рыбаков и бортников не очень ждут. Там чиновники нужны в администрацию, купцы, дельцы.
Интересную мысль ты выдал, Максим Сергеевич.
Вот аналогия с нашим городом Озёры. Город перестал быть районным центром, теперь районный центр у нас Коломна.
Однако, озерчане не ломанулись массово в Коломну. (Да и не ждёт их там никто, как и в древности в Зарайске жителей Ростиславля не ждали. Да и на какие шиши переезжать?).
Здесь у людей жильё, дома (порой весьма нехилые). Опять же огороды, дачные участки, родня и т.д.
Нет, перенос административного центра, всей «движухи» из Ростиславля в Зарайск причиной угасания Ростиславля не очень видится пока.
После перечисления всех возможных причин периодического разорения Ростиславля вопрос об исчезновении города можно поставить немного иначе — почему люди не возвращались и не обживали это место снова, причем ускоренными темпами, как это происходило во многих других местах по соседству.
После замирения Московского и Рязанского княжеств, с последующим поглощением последнего, исчезла необходимость во взаимных пограничных укреплениях. Основную опасность представляли крымско-татарские набеги, иногда в союзе с Литвой. Последним естественным рубежом являлась Ока, но укрепления в этом случае должны находится на левом берегу. Например, Высоцкий и Белопесоцкий монастыри. Особняком стоит Хатунь (Лопасня). Следующими линиями являлись Засечные черты. Ближайшая проходила через Тулу, Зарайск, Рязань, которые являлись как бы воротами. Ростиславль в качестве укрепления никуда не вписывается. В XVI-XIX веках правобережье Оки интенсивно осваивалось и население росло, но не в Ростиславле. На картах XVIII века присутствует погост Ростиславль с церковью и парой домов. Там могли бы селиться еще люди, мог бы возникнуть монастырь, например, но нет. При этом, другие села растут, дорожная сеть развивается, но дороги проходят мимо Ростиславля. Получается, что заниматься сельским хозяйством и торговлей в других местах было удобнее. Переправу через Оку удобнее было наладить в другом месте из-за холмистой местности на обоих берегах и множества оврагов здесь (это плюс только в оборонительном отношении). По этой же причине центрам сельского хозяйства удобнее располагаться немного в стороне. После очередного стихийного бедствия люди, вероятно, возвращались в Ростиславль, но только коренные жители и с каждым разом все меньше. Для превращения в город Ростиславлю не хватило окружающих ресурсов. Мог бы помочь административный ресурс, как Москве например, но не сложилось…
Можно сравнить с близлежащими древними городищами. Старая Кашира не показательна, поскольку находится на равнине и земли вокруг были застроены и распаханы, только территория валов оказалась не занята. Более похожа судьба древней Хатуни (которая тогда называлась Лопасня, как считают). На месте древнего городища на холме сейчас находится кладбище, а современная Хатунь — чуть выше по течению, на более равнинной местности, бывшие выселки старой Хатуни. С утратой стратегического значения использовать городище старой Хатуни как-то иначе оказалось, видимо, неудобно.
Интересная, толковая, развёрнутая версия, Константин. Спасибо, учту и буду думать. Всегда рад видеть Вас в Озёрах. И публикациям Вашим на этом сайте тоже буду рад.
«Жатвы много, а делателей мало…» (с)
«…я стоял на плечах гигантов».
Версия, скорее, объединяет и дополняет высказанные ранее. Правды, в смысле истины как фактической последовательности событий мы никогда не узнаем без машины времени или хроновизора (в Ватикане есть, говорят). Что стало последней соломинкой для запустения Ростиславля — неважно, в конце концов. Люди все равно не извлекают уроков из истории.
Сергей, может, в связи с расширением географии сайта стоит обратить внимание на район Лопасни и Хатуни? Там много интересного. На фото: плотина на Лопасне, мощнейший источник у с. Починки.
Сергей Михайлович, а легенды, связанные с Ростиславлем, ты нам никогда не рассказывал. Очень хочется услышать.
Так вот же. ХОЗЯЙКА. https://ya-kraeved.ru/xozyajka-po-motivam-legend-o-rostislavle/
Ещё про подземные ходы много легенд. Хотя понятно, что никаких подземных ходов под Окой на левый берег быть не могло однозначно. Но ведь красиво, таинственно, загадочно. Гордость за родной край опять же!
А может он всё же весь до тла выгорел? Интересно, что по этому поводу думает Владимир Юрьевич.
Ответ Константину.
«Сергей, может, в связи с расширением географии сайта стоит обратить внимание на район Лопасни и Хатуни? Там много интересного». (с)
Можно и Лопасню, и Хатунь. Готовьте материал, присылайте. Посмотрим, поставим на сайт.
Хорошая новость!
Владимир Юрьевич Коваль прочитал комментарии уважаемых участников обсуждения предположительной причины (причин) ослабления, угасания Ростиславля, как города (с последующим превращением города в скромный погост).
Он тоже изложил свой взгляд, своё мнение по поводу уменьшения численности жителей Ростиславля и постепенного угасания города.
После согласования некоторых чисто рабочих, технических моментов мнение авторитетного археолога, бессменного многолетнего начальника Ростиславльской археологической экспедиции В.Ю. Коваля будет здесь опубликовано.
Ответ специалиста
Вот как прокомментировал тему угасания Ростиславля как города и наши обсуждения, версии Коваль Владимир Юрьевич — заведующий отделом средневековой археологии Института Археологии РАН, кандидат исторических наук, бессменный начальник Ростиславльской археологической экспедиции на протяжении многих лет.
«Все комментарии по-своему интересны и логичны. Не достает им одного — опоры на факты. Они базируются на «общих представлениях», которые однозначно верны, но именно поэтому все они равно применимы к Ростиславлю и любому другому городу, о котором нет (или мало) летописных сведений. А таких на Руси подавляющее большинство.
Поэтому, отзываясь на призыв участников Вашего форума о мнении археолога, могу ответить, что версия Михаила мне представляется наиболее верной, но она требует проверки по письменным источникам, которыми я не владею — это как раз поле для работы краеведов. А археологические данные не подтверждают версию эпидемии, поскольку при таких событиях появляются массовые захоронения (скудельницы), которых пока на Ростиславле не найдено. Это не значит, что их не могло быть — просто пока нет. Могу также сказать, что плотность застройки Ростиславля в 16 в. была существенно (трудно назвать точную цифру, но скажем — примерно в 2 раза) меньше, чем ранее. Так что поэтапность «умирания» очевидна.
Попытки «реанимации» Ростиславля в 17 в. были (не забудем, что он оставался все это время формальным центром стана в составе Рязанского уезда (советую посмотреть работы А.Н. Медведя в сборниках «Археология Подмосковья»). Но пока никаких археологических материалов 17 века мы тут не имеем. Опять же не могу утверждать, что их НЕТ — мы ПОКА их не нашли. Но это «пока» очень значимо, ведь изучена же 1/5 площади городища, это много, значительно больше, чем в Москве, Рязани и т.п. (правда, потому что городище само маленькое).
Почему Ростиславль не был заселен вновь в 18 в. — интересная тема, но археология тут ничем помочь не сможет, это чисто умозрительная проблема, поэтому я касаться ее не стану.
А археология тем и прекрасна, что она всегда находится в движении, в поиске новых фактов, а не лежит на диване и вещает истины, высосанные из пальца.
Если завтра мы откроем какие-то новые сведения, то придется от каких-то прежних выводов отказываться и делать новые». (с)
Спасибо Владимиру Юрьевичу за такой подробный, развёрнутый ответ!
Уверен, что на Ростиславле археологов ждёт ещё много открытий.
Почему Ростиславль не был заселён вновь в 18 веке? Есть у меня одна версия. Кстати, и в местных легендах про Хозяйку Ростиславля эта версия звучит. https://ya-kraeved.ru/xozyajka-po-motivam-legend-o-rostislavle/
Понятное дело, что легенды — это легенды. Но я бы не стал вот прямо от них отмахиваться. В легендах иногда бывает и рациональное зерно.
Кстати, на мою версию, почему люди не стали вновь селиться на Ростиславле, именно местные легенды меня и натолкнули.
Я обязательно в последующих публикациях свою версию озвучу. Но надо по оврагам Ростиславля с фотоаппаратом полазить пока листвы нет и всё просматривается, всё самому там посмотреть.
Так что, точку ставить рано, и есть смысл жить!
Там бы фотоловушку(ки) или веб-камеру(ы) для проверки таких версий повесить.
🙂
Хозяйка подземелий Ростиславля — это красивая местная легенда. Я её слышу с детства в разных вариантах. Безлюдное место, заброшенное и разрытое, к сожалению, кладбище. Разрушенная церковь. Умерший по непонятной пока причине древний город.
Ну, как тут без привидения?
Сам я это привидение, эту Хозяйку ни разу не видел, хотя с детства на Ростиславле ночевал много раз. А вот местные легенды (особенно их любили рассказывать в ближней к городищу Сосновке) я записывал. Потом их обобщил, обработал литературно и написал рассказ «Хозяйка».
Встречал на Ростиславле уфологов, исследователей паранормальных явлений с рамочками из проволоки и колокольчиками на ниточках таких. Не знаю, какие они там уфологи, но выпивали хорошо и меня дружелюбно угощали. Они в один голос утверждали, что какие-то сгустки энергии с осмысленным движением на Ростиславле есть.
Ну, не знаю. Пусть будут. Так жить интереснее и веселее.
Кстати, Хозяйка меня в туристический летний сезон кормит. Легенда про неё, рассказанная экскурсантам на смотровой площадке Ростиславля (где скамейки) идёт на ура.
Ну, а если серьёзно. То так или иначе, во всех легендах, рассказах про Ростиславль упоминается тема воды. Вода на Ростиславле была, а потом ушла, пропала. Ходить за водой вниз, к реке — то ещё занятие. Ну, пару вёдер принести можно, а вот скотину поить, огород там поливать и всё такое — уже напряг хороший. Вот поэтому (с набегами крымчан до кучи) люди могли уходить с Ростиславля и не селиться там вновь уже в относительно спокойных 17 — 18 веках.
Начиная где-то с 17 века у нас активно стало развиваться земледелие. Вырубались леса, распахивались большие площади лугов, полей. Устоявшийся веками водный баланс был нарушен. И вода из колодцев Ростиславля (если таковые были) и из речки, текущей по дну большого оврага по границе городища могла постепенно уйти.
Этот процесс (уход воды) наблюдается и поныне, и не только в Ростиславле. Вон, в селе Горы, что напротив Ростиславля, все родники пересохли вообще.
И под посадом Ростиславля (где церковь была) родник тоже усыхает на моих глазах прямо. Помню, в детстве моём, родник этот был шустрым таким, бурным, со студёной чистой водой.
Сейчас там установлен сруб деревянный. Мы этот родник чистили неоднократно, углубляли, сруб новый (добрые люди нам его привезли) поставили. https://ya-kraeved.ru/pochistili-rodnik-na-rostislavle/
Родник после чистки вроде встрепенётся маленько, оживёт, а потом опять слабеет, еле течёт. Вот недавно там был — плохо дело, еле сочится.
Так что тему воды на Ростиславле я буду разрабатывать.Тут бы специалистов каких, но у меня таких знакомых нет.
Вот такой он сейчас (6.02.2025 г) родник. Слабый совсем.
Вот по этому оврагу, я полагаю, текла хорошая речка, питающая водой жителей Ростиславля. А потом она постепенно исчезла, и люди остались без воды. Пришлось носить воду из Оки, поднимаясь с вёдрами в гору, на кручу.
Но всё это надо смотреть, проверять.
(План городища взят из интернета).
Вот на карте межевания Зарайского уезда 1780-х годов остатки ручья в этом овраге. Однако, не произошло переноса поселения куда-то рядом, например на место теперешнего снт «Озера», как это случилось с Хатунью. Там тоже была речка в овраге у подножия холма. Сейчас на месте городища — погост (аналогично Ростиславлю), но селение рядом сохранилось, хотя и утратило статус города.
Благодарю Владимира Юрьевича за ответ на наши комментарии! Будем ждать новых открытий связанных с Ростиславлем!
«Вот на карте межевания Зарайского уезда 1780-х годов остатки ручья в этом овраге». (с)
Константин, отлично!
Вот уже теплее. Значит, ручей всё-таки по оврагу тёк (Не соврала Хозяйка!).
Ручей тёк наверняка из родника в «головке» оврага. Это — типичное дело для наших луговых оврагов. (Овраг начинается с родника и идёт к реке).
Вот ни разу на эту карту внимательно не посмотрел, а тут такое! Век живи….
При интенсивной вырубке лесов и распашке лугов-полей уровень воды в ручье запросто мог снизиться и сойти на нет. Проблема для жителей Ростиславля.
Почему не поселились рядом? Возможно, что рядом там, наверху тоже не было воды. А рядом, неподалёку весьма зажиточные сёла, с развитой по тем временам инфраструктурой. Вот туда и переселились потихоньку.
Я ещё не пойму, зачем и для кого, когда Ростиславль уже стал погостом, там в 1869 году была построена каменная, кирпичная церковь. Там ведь к тому времени было 4 двора и два десятка жителей.
Понятное дело, что туда ходили люди из Полурядинок, Свиридонова, Каблучков. Но всё равно странно: церковь в таком довольно безлюдном месте.
Надо смотреть в архивах данные по постройке этого храма. Я не знаком к сожалению с архивной деятельностью Озёрского района и Московской области. Но знаком с Тульским Государственным Архивом в котором регулярно изучаю необходимые мне документы. Так вот в Тульском госархиве есть документы по всем Венёвским храмам начала 18 века и не считая конечно 19 и 20 век (про строения в эти века вообще все есть подробно с описанием жертвователей и.т.д.). Скажу одно со 100 процентной точностью: чтобы построить такой каменный храм у Ростиславля-нужен был ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ богатый жертвователь и такой храм строился обычно не один год а строительство могло растянуться и на 10 лет. Могу только предположить два варианта: 1. что на кладбище были похоронены предки благотворителя строительства храма 2. Храм построен в честь какого то события важного. Но еще раз повторюсь: ЭТО ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ по тем временам.
Михаил, храм построен на деньги нескольких благотворителей. Это — московский купец, зарайский купец и озёрские фабриканты Щербаковы и Моргуновы. Там настоятель (или как там) храма Михаил Гиляров был весьма энергичный, поэтому сумел уговорить благотворителей дать денег именно на этот храм и на этом месте. У меня есть книга «Храмы над Окой», там всё подробно расписано, если что.
До этого там была деревянная церковь, сгоревшая при пожаре, потом молитвенный дом такой с куполом. И вот в 1869 году построили кирпичную церковь. В приход ей определили соседние деревни.
В 1937 году церковь разобрали. А после войны начали и кладбище дербанить. Могильные плиты утащили по соседним деревням на фундаменты вновь строящихся домов. А в шальные девяностые и могилы все разрыли. Ни одной целой могилы там сейчас нет. (Ну, ты видел).
Кстати говоря: с тем что осталось от разрушенного храма нужно что-то делать! По крайней мере собрать камни и кирпичи в одно месте, на бывшей алтарной части храма установить крест и крест этот как раз возможно обложить разбросанными кирпичами и камнями. А ямы на кладбище-засыпать и так как их там много то легче это сделать бульдозером после чего водрузить новый крест там. Или в будущем поставить небольшой храм-часовню на месте бывшего храма. А то сейчас там обстановка такая: поруганное старое кладбище, уничтоженный храм. Хотя всё это показывает состояние нашего современного общества!:( Именно с возрождения храмов на Руси-начинали возрождаться сёла! Именно с сохранения Святынь нашей Родины — начинают оживать сельские территории! Может в будущем и появиться новый Ростиславль!
Михаил, дорогой. Я могу помочь вот только руками. Мы с Максимом Муромским давненько уже собрали там все видимые кости, черепов даже было несколько. Подрыли осыпавшуюся яму около креста металлического, пригласили батюшку Арсения из Сосновки. Он там молитву читал, кадило и всё такое. И мы эти кости у креста в старую яму и закопали культурно. Ну, помянули маленько.
Вот это вот всё: засыпать ямы на кладбище, бульдозером там всё выровнять — теперь, по новому закону, чревато. Культурный слой однозначно. Я не знаю, честно говоря, как это всё решить.
Повторюсь: руки и лопата — мои если надо, но нужно как-то всё оформить, узаконить. К Ростиславлю в наших краях повышенное внимание. Там, если что, не административка. Там — серьёзнее.
«Может в будущем и появиться новый Ростиславль!» (с)
Может, в будущем новый Ростиславль и появится. Но, боюсь, что жить там будут не дружинники, не пахари и токари-пекари. У нас уже есть в округе такие печальные примеры. (Впрочем, отставные дружинники возможно там жить будут).
Как пример очень показательна судьба «Пьяного бугра» на границе Серпуховского и Ступинского районов.
Хочу добавить что в 18 веке не был заселен снова не только Ростиславль! Взять тот же Тишилов в Московской области (и тоже у Оки), и ведь там последний культурный слой-это слой 16 века (это подтверждал Арциховский А.В.) А у нас в Тульской области в Венёвском районе: старый Венёв также не был больше заселен, как и «Махринское городище», «Щучий городок», «Белгородище», по области: старый Дедилов (целых 2 места.
Михаил, похоже, эпоха поселений внутри валов в 18 веке заканчивается. Людям неудобно жить, окружёнными валами? Скотину там гонять, в поле на пашню выезжать, дрова подвозить и т.д.
Та же крепость в Городищах (Ступинский район). Не стали ведь люди жить внутри валов, рядом отстроились и живут, много домов.
Да и опасность с юга в 18 веке уже миновала, мы стали все глубоким тылом! Зачем нескольким помещикам держать своих крепостных крестьян было за валами?:)
Михаил, ещё Бебехово. Городище 11-13 вв. на Осетре. Это — где грибок деревянный стоит, ты там с нами был. Вал, дорога, площадка есть, а люди там не живут давно уже.
У меня в деревне есть культурный слой начиная с 12 века и по 17 век-лопату втыкаешь в землю и она хрустит аж от слоя керамики, но начиная с 18 века — там никто ничего не строил и помещики расселяли своих крепостных крестьян вокруг этого места но не на нём, хотя там и прудик и все дела. Я посмотрел карты 18-19 века и там указано место под покос, отличная почва в которой ничего не гниёт, середина деревни-но люди не строились и не пахали.
Ещё одно авторитетное мнение к нашему обсуждению по поводу «угасания» Ростиславля.
Сотрудник Института Археологии РАН Кирилл Низамутдинов
«Я думаю, тут нет какой-то одной причины. Тут их несколько.
Удельные распри закончились — не нужно от соседа обороняться. Позже отодвинулась граница государства — крепость совсем не нужна. Плюс экономические причины — соседние города перетянули всю торговлю, потому как на транспортных узлах стояли. А тут одна река. Я думаю крымцы — не самая главная причина». (с)
Вот приятно видеть, что в обсуждении темы Ростиславля участвует профессиональный археолог Владимир Юрьевич Коваль. Я, например, живу в Озерах относительно недавно, но история Ростиславля меня очень интересует. Да и вообще этот сайт интересен!!! Есть всегда чему удивляться, открывать для себя что-то новое! Прошлые события, интриги и тайны. Да и пообщаться, обсудить без проблем спокойно всегда можно. Всем добра и мирного неба!!!
Продолжая тему исчезновения Ростиславля, как города.
Вчера (20.02.2025г) хорошенько все овраги там пролазил, всё посмотрел, всё сфотографировал. Материала для раздумий полно. Устал конечно, овраги полевые, с крутыми склонами, да ещё все деревьями упавшими завалены. Физкультура мне ещё та! Но это — усталость приятная.
Выводы: речка по дну оврага (того, что по границе городища) в древние времена текла однозначно. Причём в начале оврага, в его «головке», родников сразу было аж три. (Ну, это для наших краёв типично, обычно).
Потом ещё по ходу оврага родники из склонов раньше били и речку усиливали.
Короче, речка была несомненно. (Не обманула Хозяйка). Речка сильная, полноводная такая. Сейчас там ничего нет, разумеется. Стакана воды не наберёшь.
Так разохотился, разогрелся, что обратно пошёл по гребню склона, что к Оке, берегом до Свиридоновских курганов. Нашёл две ямы, очень похожие на домовые. И есть подозрение, что нашёл ещё один курган. Не разрыт, странно, поэтому сомнения у меня. Правда, и место глухое такое.
Вот фотография оврага, что идёт по границе городища Ростиславль.
Чрезвычайно увлекательно наблюдать как вы раскапываете (почти буквально) историю родного края. Возможно, заинтересуют некоторые соображения при взгляде со стороны.
Высыхание и исчезновение водоемов в течение столетий — общепланетарный процесс. Когда-то на месте Сахары была саванна, болот и ручьев на Среднерусской равнине было несравненно больше и т.д. Человек своим квазиразумным вмешательством усугубил этот процесс. Альтернативные историки считают это постепенным просыханием суши после Всемирного потопа, почему, в частности, первые точки возникновения технологий были связаны с предгорьями, куда спустились с гор выжившие (например, Аркаим). Потоп, в свою очередь, хорошо согласуется с гидридной теорией строения ядра Земли В. Ларина.
Протекающая у Свиридовских курганов речка Маринка, которая сейчас называется странным словом Ожузиво, ранее называлась Маренка, от имени богини смерти, подземного мира и ночи (нави) Ма(о)рены (Мары) (отсюда слова мор, морок…). Поведение Хозяйки из легенд о Ростиславле хорошо согласуется с нравом Марены. Т.е., «Хозяйка»=»Марена» (в христианскую эпоху)? Возможно, неслучайно соседство древних курганов и речки с таким названием. В таком случае, похоже, Ростиславль был изначально обречен (в мистическом плане).
Этимология названия «Ожузиво» связана с исчезнувшим селом в верховьях этой речки. Вот здесь это объясняется https://vk.com/wall128449814_3392. На старых картах межевания Зарайского уезда еще показано село (не деревня!) Анжузаво из одного или двух дворов (меньше Ростиславля того времени). Далее, название перешло на отрог оврага в верховьях. Постепенно оно распространилось на весь овраг и остатки речки.
К сожалению, правильно прочитать названия на старых картах далеко не всегда удается из-за особенностей написания букв в то временя. Например, современная речка «Сенница» на упомянутых картах читается как «Сеничка» или «Сенична».
Прекрасный пост, Константин! Такое ощущение, что Вы знаете Озёрский край не хуже, а может даже и лучше, меня. Искренне рад. Может, будет кому подхватить знамя Озёрского краеведения из моих слабеющих со временем рук.
Что касается безобидной такой милой речки Маринки, то на старых картах она обозначена именно как МарЕнка! Я давно это заметил. Тем более что на пригорке, прямо над речкой и поныне хорошо просматриваются курганы вятичей 11-13 века. Вот здесь у меня про это https://ya-kraeved.ru/vesennij-poxod-beregom-oki/
Спасибо за похвалу, но конечно — нет, не знаю. Это все поиск и интерпретация информации из открытых источников. И не только по Озёрскому краю. Например, известно, что язычество глубоко проникло в христианство и в фольклор в виде традиций и персонажей. Вы же время от времени отыскиваете неизвестный камешек нового знания, более цветистый чем обыкновенно и заполняете мозаику родного края новыми фрагментами.
«Т.е., «Хозяйка»=»Марена» (в христианскую эпоху)?» (с)
Христианская эпоха на землях вятичей (на озёрских землях в том числе) шла туго и утвердилась окончательно весьма поздно. Некоторые источники называют аж 14 век. Да и сейчас: «Пока гром не грянет….»
В наших местах не редкость перстни 14в. с изображением языческой свастики на щитке. Донца горшков 13-14 веков тоже с изображением языческой свастики. «Гибридные» нательные кресты с изображением в центре такой «бубновки», ромба с точками — символ достатка, плодородия и засеянного поля у язычников-вятичей.
Фото — донце горшка. Наш Люблин.
Мысль про то, что Хозяйка-Марена в конце концов угробила Ростиславль, мне очень понравилась. Уверен, что и впечатлительным экскурсантам (в большинстве своём — женщины), которых я вожу на экскурсии на Ростиславль эта версия очень понравится, пойдёт на ура! Спасибо!
Кстати, вчера, возвращаясь с Ростиславля домой, прошёл и руслом Маренки. Зима бесснежная, сухая, речка не течёт совсем. В комнатных тапочках можно по сухому руслу ходить.
Глушь там и дебри несусветные. Овраги с крутыми склонами глубокие, заваленные огромными деревьями. Еле пробрался. Кроме меня там только пара куниц в буреломе ходит. Эти многочисленные глубокие овраги напрочь выбивают возможность ориентироваться на местности. Заплутать в этих оврагах — даже для меня вполне реально. Местные говорят, что там «не чисто», что там Леший людей кружит.
Хорошо бы рассказывать это в сумерках, под скрип стволов и шорох ветвей на ветру. 🙂
Константин, тоже об этом думал. В сумерках — самое оно.
Кстати, хотел я вчера и на курганы, что над речкой Маренкой, зайти. Но, пока из речки выбрался, смеркаться начало уже. Я в лесу-то спокойно себя чувствую и днём, и ночью — всегда. Но вот соваться в сумерках именно на курганы совсем не захотелось.
В моей жизни есть весьма печальный опыт общения с курганами. Не хочу повторять.
Уважаемые! Посты со ссылками защита сайта не пропускает. А то попрут там нятяжные потолки и прочее. Посты со ссылками уходят в «ожидание», и потом, после просмотра я выставляю их в ручном режиме.
Так что, если пишите посты со ссылками и они не ставятся, то знайте, что это — дело времени. Я зайду на сайт и их поставлю.
Понимаю, что неудобно, но иначе пока никак не получается.
Когда писал эту статью, ещё один эпизод исторический меня позабавил.
Два Великих князя: Олег Рязанский и Дмитрий Донской в конце концов наверняка уселись за общий свадебный стол (во время свадьбы своих детей).
Наверняка там выпивали, чокались, беседовали и т.д.
То есть то, что раньше они ходили друг на друга в походы ратями, жгли, разоряли, грабили — теперь и не в счёт. Набеги и грабежи соседей — обычное занятие для князей того времени. Тут их и упрекнуть-то даже не в чем. Какие взаимные претензии? Наливай, давай!
Не смог удержаться от соблазна поучаствовать в интересной дискуссии. Не являясь специалистом в вопросе причин упадка Ростиславля, хотелось бы высказать ряд предположений по существу.
— В центре внимания оказалась версия о эпидемиях. Версия заманчивая, но у меня вопрос: болезни и эпидемии были частыми явлениями в средневековье. Если бы люди каждый раз оставляли свои жилища, то заброшенными оставалось множество городов и весей Европы, включая Москву. Но этого не произошло. Постепенно многие возвращались в родные места.
— Голод, нашествия соседей, разорение. Это было время, когда «все воевали против всех». Куда и как бежать? Сергей Михайлович, Вы правы, что крестьянину сняться с насиженного места — это «стихийное бедствие». Семья могла погибнуть, умереть с голоду. На новом месте, кто их ждал? Там то же жили люди со своими заботами, кормили свои семьи и никто из них не готов был отдать пришлым свое жилище и кусок земли. Если крестьянская община и выделяла пришлым землю, то пустоши. Иди ка возделай! Пока получишь урожай, опухнешь с голоду.
Известно, что после катаклизмов, люди, все-таки, как правило возвращались в родные места.
См. продолжение
Понять, что произошло с Ростиславлем, поможет осознание его места в военных делах и хозяйственной деятельности. Город был построен рязанским князем Ростиславом Ярославовичем, как опорный пункт русских князей в их борьбе с многими из тех, кто постоянно нападал на русские земли. В нач. 14 века значение Ростиславля возросло. Однако к концу 16 в. напряжение спало, а главное: Москва, к которой отошло Рязанское княжество, создала к тому времени свои линии укреплений и торговли, в которые Ростиславль включен не был и утратил свою военную и хозяйственную функции, а его население потянулось на левый берег Оки.
О развитии дальнейших событий в городе обратимся к авторитетному мнению А.Н. Медведя. Он писал: «Можно сделать вывод о том, что город в 16 в, по-прежнему был заселен, хотя и не так плотно, как в предыдущее время». Автор не согласен с утверждением, что после набегов татар в третьей четверти 16 в. приведших к упадку ряда старинных рязанских городов, Ростиславль восстановиться не смог.
А.Медведь считает, что «процесс увядания города начался еще 15 в., события века 16 лишь ускорили его, но при этом не завершили… В 17 в. Ростиславль еще упоминается, однако его уже не называют городом. Вероятно к середине 18 в. он был окончательно заброшен».
Иными словами Ростиславль продолжал существовать, но в другом качестве. Причина его упадка в изменении его военно-политического положения и хозяйственной жизни.
Валерий Иванович, всегда рады видеть Вас на этом сайте!
Всё Вы хорошо и аргументированно написали.
Согласен, причина УПАДКА, изменения статуса, значимости Ростиславля Вами (и другими уважаемыми участниками дискуссии) изложена правильно, понятно.
Но Вот причина полного ИСЧЕЗНОВЕНИЯ Ростиславля, как поселения ВООБЩЕ, пока не вырисовывается однозначно.
Рядом есть село Сосновка, деревня Свиридоново и прочие населённые пункты по правому берегу Оки. Они никогда не были городами, крепостями, стоят не на бойких торговых путях, не на пересечении этих торговых путей, где постоянное движение и деньги.
Но они стояли и стоят себе скромно до сих пор на своих местах. Вот, в чём вопрос-то! А Ростиславль, хоть и перестал, по озвученным здесь резонным причинам, быть крутым, нужным, востребованным городом-крепостью, исчез СОВСЕМ. Люди вообще с этого места УШЛИ. Почему ушли? Вот, что меня интересует.
Для сравнения: рядом с Ростиславлем деревня Свиридоново — дыра дырой. А стоит на своём месте, люди из неё не ушли. Каблучки, Старое, Клинское — тоже стоят себе ни на каких ни на торговых оживлённых путях. Просто стоят, и люди там живут. А вот на Ростиславле — ни души. Ушли люди, ушла жизнь с Ростиславля.
Выяснили же, что Марена то ли прогневалась, то ли лишила город покровительства.
Почему причина упадка не может привести к исчезновению города в итоге? Ростиславль имел военно-политическое значение и оно закончилось. Для хозяйственной деятельности место не очень удобное. Этот постоянно действующий долговременный фактор можно считать причиной исчезновения. На горе жить неудобно, дальше рядом овраги и только еще далее — пахотные земли. На карте ПГМ 1780-х Зарайского уезда эти земли относятся к с. Рядинки (сейчас — Полурядинки). Очень большое село по тем годам, далеко не дыра. Для дорог и переправы место тоже неудобно (овраги, крутые берега). Исчезновение Ростиславля произошло не за одно столетие. Сохраниться он мог в виде скита, например, или отделения монастыря, но оставались долгое время только церковь и кладбище.
Аналогичная судьба у старой Хатуни. На горе тоже осталось только кладбище, но сел рядом было меньше и была переправа через Лопасню рядом, поэтому город стал селом, переместившись поблизости. На ПГМ 1780-х Серпуховского уезда Старая Хатунь была на месте участка №291. Сама Хатунь меньше Рядинок того времени, но в ней аж 4 церкви (в память о былом). Оврагов там, кстати, гораздо меньше.
В стороне от Ростиславля было много сел, часть которых тоже исчезла. То же Ожгигузово, давшее название оврагу и перешедшее на речку Маренка. Как упоминал Сергей, в тех местах испокон веков обжигали кирпичи. Глину обычно брали из склонов оврагов. Можно предположить, что жители Ожгигузова занимались обжигом кирпичей и этимология названия становится понятной (если вспомнить где у курицы гузка и что такое подгузник), хотя и обидной для жителей сельца. Сельцо располагалось в верховьях оврагов. Постепенно глину стали брать все ниже и ниже и Ожгигузово исчезло.
Похожая история происходит в уже наше время с Гололобовским кирпичным заводом. В 1950-е годы при нем возник и быстро развивался поселок Заречный. Недавно усилиями «эффективных» менеджеров завод был закрыт и центр поселка уже начинает производить депрессивное впечатление.
Поправка — старая Хатунь была на участке №290, где церковь и кладбище на карте ПГМ.
Уважаемые! Попутно тут ещё одна очень большая проблема вырисовывается.
Нынешняя зима бесснежная, ходить можно везде, и на Ростиславле я бываю часто.
Заметил большую беду, которая грозит городищу. Квадроциклы и такие трескучие мотоциклы с огромными шипами на колёсах. Повадились заезжать и съезжать с кручи городища. Рвут шипами землю, срывают защитный дёрн. В местах их спусков образуются глубокие колеи, которые потом превратятся (уже превращаются, см. фото) в овраги.
Эти овраги, при большой крутизне склонов, будут такими, что смоют, снесут в реку, угробят древнее городище.
Да и сама скромная тропинка от реки на кручу превратилась в дорогу с глубокими колеями. Скоро и она тоже оврагом станет.
Вот что с этим делать, я не знаю.
Вот ещё. Внутренний вал городища. Стоит ещё с Раннего железного века. Тоже повадились по нему кататься на технике.
Уважаемый Сергей Михайлович,как бы нам не хотелось выяснить причины исчезновения Ростиславля, сегодня это не возможно. Я согласен с В.Ю. Ковалем: нужны новые источники. Попутно замечу, видимо будет интересно сравнить историю Ростиславля с соседним Люблином.
Ростиславль- форпост и изначально создан рязанским князем, для контроля за левым, московским, берегом Оки.
Люблин, по положению, тоже тянет на форпост. Но каково его было назначение изначально, не знаю. Но как то отдельно рассматриваются два этих селения
Про Люблин мало что известно, Евгений Иванович.
Люблин городом не был никогда, остатков древо-земляных стен (валов в простонародии) там нет. Валов более древнего Раннего железного века там тоже нет.
И в то же время люди находили там много наконечников стрел. Наконечники именно БОЕВЫЕ, узконосые, кольчугу пробивать.
Находили не в одном месте. Похоже, там какие-то стычки были, причём, не одна а именно несколько.
У меня есть версия, что «Битва при Смядве» (Смедве) 1 июня 1408 года, в которой князь Иван Пронский хорошо так надавал люлей москвичам и опрокинул их в Оку, произошла именно в окрестностях Люблина. (Подробно здесь у меня https://ya-kraeved.ru/bitva-pri-smyadve-byla-na-lyubline/ ).
Кто построил Люблин, кто там жил — неизвестно. В более позднее время там был погост, ярмарки, трактиры однозначно (ребята нашли их следы), ну и церковь там была каменная. И главное, там была переправа через Оку.
Папа покойный рассказывал, что уже в советское время там справляли осенины — окончание полевых работ в конце сентября. Съезжались со всей округи, и с нашей стороны на лодках приплывали. Гуляли на ровной такой площадке наверху. Я её ещё помню. Она была ровная, как сковородка, на ней траву косили. Сейчас она заросла вся густым и высоким уже березняком. Лес настоящий. Время!
А вообще на Люблине люди жили начиная с каменного века.Сам держал в руках кремнёвые ножи, отщепы оттуда. Славяне там тоже жили однозначно. Там находили обломки височных колец, перстни решетчатые. В средние века там жизнь была.
Привет Сергей Михайлович. Да, я с вами согласен. Мы уже обсуждали Битву при Смядве.
Я просто имел в виду, что Ростислачль носид явные функции сторожевого военного городка, чего не сказать о Люблине. Но тут то может быть все что угодно. Надо изучать вопрос. Люблин был в стороне от военных троп рязанских и московских князей с одной стороны, в с другой битва то была совсем рядом. Компетентные историки, тот же Коваль, я думаю, имеет определённое мнение по вопросу Люблина. Может просто не хочет своим знанием наделать вреда? Может именно здесь происходила торговля рязанских и московских бизнесменов, во времена затишья между набегами друг на друга? Война войной, а жить то надо
Большой погост говорит о немало посёлке, город он или нет, не знаю
Насчёт того, что Люблин был в стороне от военных троп, сомнения есть у меня. Много наконечников боевых стрел там (я уже говорил про это).
С В.Ю. Ковалем очень давно я беседовал по поводу Люблина. Он не исключал того, что Люблин был вообще не на том месте, где у нас принято считать, не на «Лысом бугре». По его мнению Люблин (как вариант) мог быть где-то между нынешним нашим Люблином и деревней Смедово. Сейчас там всё лесом заросло, но это вовсе не значит, что лес там был и в средник века. Тогда вообще весь пейзаж мог быть совсем другим. Но эта наша беседа было очень давно. Возможно, у археологов сейчас есть и новая информация по Люблину.
А ещё в крутой разлив Оки в 1970 г огромный пласт земли вместе с дубами, с деревьями прямо съехал с Люблина в Оку. Возможно, это настоящий Люблин и съехал.
Я давным-давно с ребятами пытался найти Люблин, и мысли есть кое-какие. Но новый закон антипоисковый весь наш энтузиазм остановил. Даже, если я сейчас Люблин и найду, не уверен, что меня за это похвалят. Такие дела.
Вот наконечник боевой стрелы с Люблина. В распашке лежал. Хорош!
И, я думаю, что в те времена, народ, владельцы сел, князья, сами себя защищали и в любом более менее крупном посёлке были отряды, поддержания порядка. В случае нападения, имевшие инструкцию о моментальном докладе князю и должны давать первый отпор врагу. И если вдруг разгоралась битва, как при Смядве, то подтягивались с двух сторон посерьезней отряды. И уже большой кровью отстаивали свое
Согласен, Евгений Иванович. Ведь помимо княжеских дружин и всяких там татар, было много разных бродячих разбойников, грабящих всех, кто не мог дать им отпор. Время было неспокойное.
Уважаемые участники, мне кажется, утверждения, что Люблин (Люблино) ни когда не существовал, слишком категорично. Имеющиеся публикации содержат ссылки на письменные источники. В публикациях содержатся примерно такие утверждения: Славянский город Люблин домонгольского времени распологался на правом берегу Оки, между селом Редькино и деревней Смедово. Существовал несколько веков, что подтверждают документы и письменные источники.
Что интересно, города Ростиславль и Люблин исчезли, а деревни нет (?)
Валерий Иванович, дорогой. По общепринятой классификации и терминологии средневековый город (вот именно город) — это тот населённый пункт, который был ОГОРОЖЕН, стены имел. Я сам весь Люблин нынешний с детства облазил, и во взрослом уже возрасте по уму там всё осмотрел. Там и намёка нет на какие-либо валы, остатки древо-земляных стен и т.д.
«Письменные источники» в интернете — всего лишь много букв и ничего более.
В летописях Люблин упоминается, как географическое место, но вот что он город — я нигде не встречал такого.
В «Разрядной книге за 1475-1598 годы» есть по расстановке русских войск в случае опасности набегов: «Были воеводы у Коломны, против Калычевского острова, против Ростиславля, в Бочманове, на Белом Колодези, у Люблина. В другом сообщении указывалось: «…А против Люблина стоял воевода Федор Семенович сын Воронцов».
Просто какое-то место, населённый пункт, географическая привязка. Про город — ни слова.
С другой стороны, там много заброшенных (сравнялись с землёй) средневековых кладбищ. Прямо какая-то «столица» кладбищ. Откуда столько людей, там похороненных?
Короче, Люблин — сплошная загадка пока.